Газовые баллоны для горелок. как выбрать?

Заправка газовых баллонов: как делать не нужно

Независимо от того, какое газовое оборудование из вышеперечисленного вы используете на даче и сколько литров газа у вас в запасе, рано или поздно голубое топливо в вашем хранилище закончится. Его запасы нужно время от времени возобновлять. Как и где правильно это сделать?

Способов существует несколько:

  • Купить новый уже заправленный баллон
  • Заправить баллон газом самостоятельно
  • Обменять пустой баллон на заправленный
  • Обратиться на заправочную станцию

Первые два варианта мы рассматривать не будем.

Покупать каждый раз новый баллон нерационально. Этот вариант годится только в крайнем случае, когда нужно срочно пополнить запасы топлива, а сделать это быстро нет возможности или же затраты на поездку до ближайшей заправки превышают затраты на приобретение нового баллона.

Также в интернете на различных тематических форумах активно обсуждаются варианты использования заправочных станций иностранного производства либо кустарные методы заправки сжатым газом из магистрального газопровода.

Первый вариант слишком дорог для бытовых нужд дачника, а второй чреват разными нехорошими последствиями как в ходе заправки, так и после неё. Если бы тут всё было так просто, как пишут, все авто на газу давно бы заправлялись от газовой плиты, а газовые заправки обанкротились бы и закрылись.

Заправка по обмену

Здесь сразу сталкиваемся с проблемой. Услуга по обмену пустых баллонов на заправленные доступна не везде. Если же есть возможность такой услугой воспользоваться, не всегда сам потребитель готов на такие условия. Предположим, вы совсем недавно купили новый баллон, а в пункте обмена вам предлагают на обмен старый, уже несколько лет бывший в употреблении.

ПЛЮСЫ:

Вы получаете заправленный баллон сразу, вам не нужно ждать пока его заправят

МИНУСЫ:

  • Обмен есть не везде
  • Вы получаете взамен своего чужой баллон

Заправка собственных баллонов

Заправка баллона на спец оборудовании

Процедура проста: вы оставляете свой баллон на газонаполнительной станции и через какое-то время забираете его уже заправленный.

ПЛЮСЫ:

У вас остаётся ваш баллон

МИНУСЫ:

Возможно придётся подождать 1-2 дня

Обратите внимание, заправлять бытовые баллоны нужно на специальных газонаполнительных станциях. Заправка, где обслуживаются автомобили с ГБО для таких целей не подходит!

Обычная АЗС — не самое подходящее место для заправки бытовых баллонов

Формально автозаправочные станции не оказывают такую услугу, потому что у них нет соответствующего оборудования и лицензии. Но на практике такое часто происходит.

Почему не стоит заправлять газ на автозаправочной станции?

  • На таких заправках баллоны не проверяются на предмет дефектов и утечки газа
  • Газ, используемый для автомобилей, это технический газ, который в быту использовать не рекомендуется
  • На автомобильных заправках газ закачивают что называется «под завязку», что недопустимо для бытовых баллонов, особенно зимой (об этом речь пойдёт отдельно).

Непосредственно перед заправкой баллон обязательно освобождается от конденсата и остатков газа. Этого не делают на автомобильных заправках! Наполнение газом проводится строго на основании его характеристик, указанных в техническом паспорте.

Организация отопления от газовых баллонов

В системе газового отопления неотъемлемой его частью является использование газового котла или газовой колонки. Это оборудование работает либо на чистом сжиженном пропане, либо на его смеси с бутаном. Обработанный газ под высоким давлением принимает жидкую форму, после чего им заполняются специальные металлические баллоны.

Отопление в частном доме газовыми баллонами – один из наиболее распространенных методов организации временного источника тепла в ситуациях, когда в ближайшей перспективе планируется проведение центрального газопровода. В сочетании с электрическими конвекторами стоимость организации и эксплуатации системы значительно снижается.

Выбирая систему отопления с использованием сжиженного газа, нужно учитывать параметры площади дома и уровня теплоизоляции внешних стен. Отопление загородного дома от газового баллона эффективно и выгодно для объектов не более 150 м², сделанных на совесть – без щелей и дыр в кровле. Иначе расход газа будет слишком велик, как и общие затраты на него.

Это зависит не только от величины здания, но и от особенностей конструкции устанавливаемой системы.

Существует несколько наиболее распространенных видов баллонов, классифицируемых по своим характеристикам на основании ГОСТ 949-73. Самыми популярными — емкостью в 5, 10 и 50 литров.

Расход топлива для согревания площади в 100 м² на протяжении полугода, при использовании стандартного газового оборудования на 6 баллонов, потребует примерно 3,5 — 5 тонн. Использование дополнительных автоматических датчиков, регулирующих режим работы газового котла, позволяет увеличить КПД почти в два раза. С их помощью система будет переходить на экономный режим до достижения нужного уровня температуры воздуха в помещении. Либо в соответствии с заданными параметрами таймера.

Что нужно для подключения

Для организации автономной системы отопления потребуется приобрести несколько составляющих, к числу которых относятся:

  • газовый котел, оснащённый форсунками;
  • редуктор, отвечающий за преобразование и поддержание давления;
  • рампа, обеспечивающая соединение газовых баллонов и других элементов системы;
  • запорная арматура, необходимая для управления поступлением газа.

Помимо этого, для установки системы необходимо подготовить отдельное место. Оно должно соответствовать всем нормам и требованиям безопасности, предъявляемым при газовом отоплении от баллонного газа.

Схема подключения к котлу

Подключение газового котла к баллонному газу осуществляется при помощи редукторов, отвечающих за регулирование давления топлива. Допускается использование как одного общего редуктора, так и отдельных устройств для каждого из емкостей. Второй вариант более безопасен, но обойдется чуть дороже.

Норма расхода топлива за один час при использовании редуктора должна составлять около двух м³. При этом подключение сразу нескольких баллонов одновременно обеспечивает возможность снижения периодичности заправки. Для соединения нужна рампа. Это специальный коллектор, позволяющий эффективно распределить содержимое топливо по основным и резервным емкостям.

При запуске системы, сначала в расход пойдет запас из основной группы. Когда топливо в ней подойдет к концу – рампа, уведомив владельца с помощью особого сигнала, автоматически переключится на резервную. Когда заправка газом баллона на 50 литров будет завершена и они вновь будут подключены к рампе – система вновь перейдет на основную группу.

Толщина профиля труб, используемых для организации системы автономного отопления с помощью газа, должна быть не меньше 2 мм. Стеновые скважины в обязательном порядке должны заполняться монтажной пеной. А участки трубы, проходящие сквозь них – закрываться дополнительным чехлом. Соединение котла с трубами осуществляется через гибкую подводку, а коммутация с редуктором – через резиновый шланг.

Расход газа с баллонов

Однако не стоит забывать, что в подобном режиме система функционирует только на стадии разогрева. В остальное время, при правильных настройках, потребление топлива снижается в 3 — 4 раза, и составляет не более 10 — 11 кг в сутки для поддержания температуры на уровне + 22ºС.

Принципы заправки баллонов

Основным фактором, который необходимо учитывать при заправке стандартных баллонов, является расширяемость газа при нагревании. Из-за этого допускается заполнение стандартного 50-литрового баллона только на 80% от общего объема, предупреждающее взрыв конструкции в случае незапланированного значительного повышения температуры. Это же касается и выработки топлива – общий уровень опустошения не должен превышать 90%.

Почему баллоны покрываются инеем

Здесь также можно развенчать одно из самых частых заблуждений. Принято полагать, что если такое устройство «замерзает», то покрывается инеем. Некоторые даже утверждают, что нужно утеплять такое оборудование при помощи одеял, старых пальто и прочих подручных приспособлений. Так вот, иней быстрее исчезнет, если газовую емкость оставить, как есть, не помогая ей «оттаять» теплыми вещами.

Низ газового баллона, который покрыт инеем

Появление инея можно объяснить рядом физических процессов, которые происходят внутри конструкции при подключении его к печам либо горелкам. В такие моменты наблюдается активный расход топлива, следовательно, большие объемы газовой жидкости превращается в парообразную фракцию. А такое явление всегда сопровождается большим потреблением тепла, именно по этой причине поверхность баллона становится намного холоднее температуры в окружающем пространстве. Влага в воздушном пространстве начинает проявляться в виде конденсата на стенках установки, в последующем превращаясь в иней. Это абсолютно естественное явление, с которым ничего не нужно делать.

Более того, все попытки воспользоваться искусственным «утеплением» нарушают нормы техники безопасности при эксплуатации, а также сказываются на ухудшении теплообмена устройства с окружающей средой и влияют на условия подачи газа. Если ваша горелка не радовала грандиозным пламенем, то после ваших «маневров» с одеялом, она может вовсе перестать работать.

Не утепляйте ничем газовые баллоны!

В целом, при подключении газовых устройств с высокой мощностью нужно осознавать, что баллон с газом обладает ограничениями по быстроте отдачи. Это значит, что жидкое топливо превращается в паровую стадию постепенно. К примеру, баллон на 50 литров может обеспечивать около 500 граммов газа за 60 минут. Это эквивалентно мощности в 6-7 кВт. В холодное время года этот показатель уменьшается в два раза, если оборудование расположено на улице. Летом ситуация обратная: максимальная скорость расхода увеличивается.

В любом случае, можно сделать вывод, что иней является свидетельством того, что баллон не может справится с высоким потреблением топлива. Это может послужить причиной временного падения давления газа и выходом из строя оборудования. Если это произошло, то лучше остановить потребление и дождаться, пока возникнет достаточная паровая шапка.

Транспортировка танкерами

Развитый речной и морской транспортный флот нашей страны позволяет перевозить сжиженный газ на судах. Особенно эффективны в этом отношении морские танкеры.

Плюсы водной транспортировки:

  • безопасность и удобство хранения сжиженного топлива;
  • малые затраты не перевозку;
  • неограниченная пропускная способность морских путей;
  • возможность доставки в прибрежные районы, где отсутствует стационарная ГТС.

Минусы использования водного транспорта:

  • небольшая скорость перемещения танкеров;
  • окупаемость только в случае перемещения больших объемов;
  • узкопрофильность танкеров (обратный рейс может быть пустым);
  • необходимость налаженной системы погрузки и разгрузки газа в портах;
  • высокие требования к пожарной безопасности используемых плавсредств.

Устройство пропановых баллонов

Конструктивно они представляют собой ёмкости, изготовленные из углеродистой стали толщиной 3 мм. К одношовному сварному цилиндру с одной стороны приваривают штампованное дно с подставкой-башмаком, с другой – полусферическую горловину для установки вентиля. К последнему подключается различное заправочное или раздаточное оборудование. Основная масса устройств-потребителей пропана (газовые плиты, титаны, сварочные горелки, отопительные котлы) требуют пониженного давления. Для этого на вентиль устанавливается редуктор (самый распространенный – БПО-5-5).

На верхней части горловины размещается паспорт, на котором выбиваются основные технические параметры устройства. К ним относятся: наименование завода-производителя, клеймо ОТК, индивидуальный номер, месяц и год изготовления, дата проверки (обновляемая каждые 5 лет), объем, масса в пустом и заправленном состоянии.

Масса и размер баллонов различной ёмкости

Сколько кг пропана в 1 баллоне на 5, 12, 27, 50 литров? Узнать это можно в сертификате качества изделия или в нижеприведенной таблице. Здесь же можно найти, сколько весит баллон с пропаном на 5, 12, 27, 50 литров.

Объем 5 литров 12 литров 27 литров 50 литров
Масса порожнего баллона, кг 4 5,5 14,5 22,0
Масса резервуара с пропаном, кг 6 11 25,9 43,2
Масса хранящегося газа, кг 2 5,5 11,4 21,2
Высота балллона, мм 290 500 600 930
Диаметр циллиндра, мм 200 230 299 299

Какая резьба на пропановом баллоне?

На большинство бытовых баллонов для пропан-бутановой смеси устанавливаются вентили типа ВБ-2. Эти запорные устройства производятся по ГОСТ21804-94 и рассчитаны на давление до 1,6 MPa. Кран имеет левую резьбу СП21,8-1 (6 витков), позволяющую подключать любые редукторы с накидной гайкой и аналогичной резьбой.

Вентиль обеспечивает прочное соединение с горловиной, полную герметичность, имеет четкую маркировку и современный дизайн. Резьбовые поверхности смазываются специальной смазкой, уменьшающей трение в процессе эксплуатации. Резьбовая заглушка с резиновой прокладкой предотвращает утечку газа во время транспортировки или хранения. В устройстве предусмотрена защита от неквалифицированного ремонта лицами, не прошедшими соответствующего обучения. Надежность запорного устройства способствует длительной и безопасной эксплуатации газобаллонной конструкции.

Сколько м3 пропана в 1 баллоне на 5, 12, 27, 50 литров?

Мы произвели специальные расчеты, условно переводящие пропан-бутан в газообразное состояние. При стандартных условиях (100 кПа, 288 К) из 1кг сжиженного газа образуется 0,526 м³ пропана или 0,392 м³ бутана. Учитывая процентное соотношение смеси (60% проп.), объем горючего газа рассчитывается по формуле М*(0,526*0,6+0,392*0,4). Сколько кубов в баллоне пропана, можно посмотреть в приведенной ниже таблице. В последней строке – количество литров пропан-бутановой смеси (в жидкой фазе).

Ёмкость баллона (л) 5 12 27 50
Вместимость (кубометров горючего газа) 0,95 2,59 5,38 10,01
Объём жидкого пропана (литров) 4,3 10,2 22,9 42,5

Следует иметь в виду, что теплотворная способность пропан-бутановой смеси в три раза выше, чем у природного газа (метана).

Особенности использования в холодное время года

Часто возникает такая ситуация. Газовые резервуары стоят на улице в металлических шкафах. Летом всё было нормально, но при понижении температуры возникает проблема – газ не поступает в дом.

Причина здесь в следующем:

Бытовые баллоны заправляются бутан-пропановой смесью. Температура кипения бутана около 0°C. Температура кипения пропана — 40°C. В итоге при низких температурах газ сгорает неравномерно и возникают перебои.

Выход здесь только один — поддерживать температуру, необходимую для испарения бутана. Разумеется, это не касается ёмкостей, которые находятся в помещении, где температура плюсовая. А вот те, что размещены на улице, приходится целенаправленно обогревать.

Одним из вариантов может быть обдув тёплым воздухом из помещения: вентилятором через воздуховод, заведённый в газовый шкаф. Также можно подогревать баллоны по принципу тёплого пола, разместив нагревательный элемент в полу шкафа. Однако при этом главное не перестараться и не перегреть!

Разумеется, для обогрева нельзя использовать открытые нагревательные элементы вроде нихромовых спиралей и, тем более, открытый огонь.

Утеплите газовый шкаф минеральной ватой. Это убережёт баллоны от перегрева летом и переохлаждения зимой. Кроме того, минеральная вата является пожаробезопасным материалом.

Есть также нюансы заправки баллонов в холодное время года, но об этом мы поговорим отдельно.

Металлические и композитные газовые баллоны

На территории нашей страны действуют несколько ГОСТ регламентирующих технические условия к газовым емкостям. В частности, ГОСТ 949-73 регламентирует нормативы к стальным сосудам объемом от 0.4 до 50 литров и работающих с давлением от 9.8 до 19.6 МПа.

Металлические баллоны по праву считают оптимальным решением задачи хранения и перевозки технических газов. Для производства баллонов используют малоуглеродистые или легированные стальные сплавы. Баллоны выпускают с объемом от 5 до 50 литров и весом от 4 до 22 кг. Емкости с объемом в 50 литров необходимо устанавливать на улице в специально изготовленном для этого металлическом ящике. Емкости с меньшим объемом допустимо устанавливать в помещении, например, в гараже или ремонтной мастерской.

Кроме баллонов, изготовленных из стали для хранения и перевозки газа применяют изделия, выполненные из композита.

Они обладают следующими достоинствами:

  1. Малый вес, разница между баллонами одного объема может достигать 70%.
  2. Повышенная стойкость к ударным нагрузкам. Взрывобезопасность, даже под действием открытого огня.
  3. Конструкция композитного баллона выполнена таким образом, что практически утечка газа невозможна.
  4. Полимерные материалы, использованные при изготовлении баллона, исключают возникновение коррозии и образовании искр.
  5. Композитные сосуды обладают интересным внешним видом.

Для изготовления баллонов этого типа применяют стеклоткань и эпоксидные смолы.

Для обеспечения безопасной эксплуатации полимерных сосудов приняты следующие меры:

  1. Установка клапана сброса излишнего давления.
  2. Установка плавящейся вставки.

При росте температуры газ начинает увеличиваться в объеме и в результате образуются его излишки. Они и создают лишнее давление на сосуд. Для устранения избытка давления предназначен предохранительный клапан. Он открывается по достижении определенного уровня давления.

Под действием повышенной температуры, точно так же происходит рост давления внутри сосуда, в этом случае срабатывает плавкая вставка. Вставка расплавится и образует отверстие, через которое выходят излишки газа. Но, после срабатывания плавкой вставки, емкость подлежит утилизации.

Емкости разного объема, выполненные из композитных материалов, рассчитаны для работы при температуре от – 40 до +60 градусов.

Конструкция, объем и маркировка газовых сосудов

Выбор баллона

При выборе газового баллона можно попросить квалифицированной помощи профессионалов монтажа газового оборудования, но не забывайте, что только вы знаете все нюансы вашего авто. Сначала нужно задуматься, как часто у вас используется багажник, и как именно. Загружен ли он у вас до отказа необходимыми вещами, или вы перевозите только аптечку, огнетушитель и запасное колесо? Оснащен ли ваш автомобиль функцией складывания задних сидений для увеличения пространства в салоне и багажном отделении?

Ответ на данные вопросы нужно получить для того, чтобы выбранный тип баллона не приносил вам неудобств и позволял использовать автомобиль с комфортом, а багажник с максимальной эффективностью.

Какой газовый баллон ГБО подойдет именно Вам? В этом состоит главный вопрос.

Причины образования инея на баллоне

Постараемся разобраться, почему происходит так, что замерзает газ в баллоне, находящемся на улице, при понижении температуры воздуха.

Так, для начала нужно понять, что охлаждение частиц происходит при интенсивном высвобождении газа из баллона. Поскольку газ внутри емкости закачивается под давлением, он сконцентрирован в жидком состоянии.

Вследствие этого происходит частичное замерзание жидкого газа во время его высвобождения.

Как известно, газовые баллоны заправляют примерно на 80%. Это делается из соображений безопасной эксплуатации газового оборудования. Поскольку газ имеет свойство расширяться, это может привести к тому, что от избыточного давления баллон разорвёт.

Расширение газа внутри баллона происходит от его нагревания независимо от источника тепла. Процесс расширения начинается даже при воздействии прямых солнечных лучей или другого нагревательного элемента.

Если ваше оборудование находится в помещении с отоплением, тогда не стоит обращать внимание на эти показатели. Также не стоит беспокоиться о том, что ваш газовый баллон замерзнет и выйдет из строя, если оставить его в помещении без отопления в зимнюю пору года. Зимняя температура слишком маленькая, чтобы полностью заморозить топливо

Зимняя температура слишком маленькая, чтобы полностью заморозить топливо.

Чтобы газовый баллон не замерзал, температура воздуха не должна быть ниже чем 10-15 градусов, для этого необходимо перенести оборудование в более теплое место или установить электрический обогреватель

А сейчас разберемся, может ли замерзнуть газ, который находится внутри баллона, и как это предотвратить. Так, чтобы обеспечить правильную работу газовых приборов, необходимо соблюдать правильное соотношение пропана и бутана.

Правильные пропорции помогут достичь максимального потребления топлива и корректной работы приборов при отрицательной температуре окружающей среды.

Для того чтобы предотвратить обмерзание газового баллона, можно утеплить емкость специальным материалом с термо-регулирующей основой, но при этом нельзя создавать эффект термоса

Если же на улице более холодная температура, тогда можно воспользоваться специальным обогревательным оборудованием. Электрический обогреватель способен не только отогреть газовый баллон, но и обеспечить постоянную температуру, при которой прибор будет выполнять свои функции с наибольшей эффективностью.

Таким образом, сокращается расход топлива до 30 процентов.

Технические характеристики газа:

  • доля пропана составляет не менее 75 % от общего объема;
  • жидкий остаток не превышает показателя в 0,7 %;
  • меркаптановая сера и сероводород не превышают показателя в 0,013 %;
  • при температурной отметке, равной -20 °С, насыщенный пар пропана создает давление не менее 0,16 МПа;
  • минимально возможная температура горения равна -35 °С;
  • температура пламени при горении чистого пропана возрастает до 2526 °С;
  • удельная теплота сгорания 48 МДж/кг.

Также среди выгодных особенностей пропана можно выделить его инертность, пассивность к химическим воздействиям, стойкость к окислению

Технический пропан имеет высокие показатели теплоты сгорания, что особенно важно при выполнении газосварочных работ. Баллоны с пропаном неприхотливы в плане транспортировки и хранения, что делает его эксплуатацию максимально удобной

Современные стальные баллоны

Сейчас также выпускаются сварные стальные газовые баллоны современного образца объёмом от 5 до 50 литров. Однако они имеют практически те же недостатки, что и их старшие собратья.

К недостаткам следует отнести следующее:

  • Подверженность коррозии
  • Чувствительность к перепадам температур
  • Потенциальная взрывоопасность

Пятидесятилитровые стальные баллоны большого объёма нельзя размещать в доме. Их необходимо устанавливать в специальных шкафах на улице в защищённом от прямых солнечных лучей месте. Допускается установка резервуаров малого объёма в помещении.

В любом случае их нельзя устанавливать ближе чем на 1,5 м от плиты.

Стальные баллоны большого объёма разрешается размещать исключительно за пределами помещений в специальных шкафах

Тем не менее, они пользуются спросом из-за доступности и относительно невысокой цены.

Если это ваш выбор, обязательно следуйте следующим рекомендациям:

  • Разместите баллон в помещении со стабильной температурой подальше от источников тепла и прямых солнечных лучей
  • Баллоны большого объёма размещайте за пределами помещения
  • Регулярно проверяйте сам баллон и газовую магистраль на герметичность

Регулярно меняйте прокладку на горловине. Стоит она немного, а из-за неё может происходить утечка газа, что не только приводит к его повышенному расходу, но ещё и небезопасно.

Технологии получения СУГ и СПГ

Чтобы перевести метан из газового состояния в жидкое, его необходимо охладить до -163 °С. А пропан-бутан сжижается уже при -40 ° С. Соответственно технологии и затраты в обоих случаях сильно различаются.

Для сжижения природного газа используются следующие технологии от разных фирм:

В основе всех них лежат процессы компримирования и/или теплового обмена. Операция по сжижению происходит на заводе в несколько этапов, в ходе которых газ постепенно сжимается и охлаждается до температуры перехода в жидкую фазу.

Подготовка газовой смеси

Перед тем как начать сжижать сырой природный газ, из него требуется удалить воду, гелий, водород, азот, соединения серы и другие примеси. Для этого обычно применяют адсорбционную технологию глубокой очистки газовой смеси путем пропускания ее через молекулярные сита.

Затем происходит второй этап подготовки исходного сырья, в ходе которого удаляются тяжелые углеводороды. В итоге в газе остаются лишь этан и метан (либо пропан и бутан) с объемом примесей менее 5%, чтобы уже эту фракцию начать охлаждать и сжижать.

Фракционирование позволяет избавиться от вредных примесей и выделить только основной газ для последующего сжижения. При давлении 1 атм температура перехода в жидкое состояние у метана -163 °С, у этана -88 °С, у пропана -42 °С, а у бутана -0,5 °С.

Как раз эти температурные различия и объясняют причину, зачем разделяют на фракции и только потом сжижают газ, поступающий на завод. Единой технологии сжижения для всех типов газообразных углеводородных соединений не существует. Для каждого из них приходится строить и применять свою технологическую линию.

Основной процесс сжижения

Основой для перевода газ в жидкое состояние служит холодильный цикл, в ходе которого тем или иным хладагентом теплота переносится от среды с низкой температурой к среде с более высокой. Процесс этот многоступенчатый и требует наличия мощных компрессоров для расширения/сжатия теплоносителя и теплообменников.

В качестве хладагента на разных стадиях сжижения применяются:

Например, для первичного охлаждения природного газа на «Ямал-СПГ» Новатэка используется прохладный арктический воздух, который позволяет понизить температуру исходного сырья с минимальными затратами сразу до +10 °С. А в жаркие летние месяцы вместо него предусмотрено использование морской воды из Северного Ледовитого океана, имеющей независимо от времени года на глубине постоянные 3–4 °С.

При этом в качестве конечного хладагента на Ямале применяют азот, получаемый прямо на месте из воздуха. В результате Арктика дает все необходимое для получения СПГ – от исходного природного газа до используемых в процессе сжижения рабочих агентов.

Пропан сжижается по аналогичной с метаном схеме. Только температуры охлаждения ему требуются гораздо менее низкие – минус 42 °С против минус 163 °С. Поэтому сжижение газа для газгольдеров стоит в разы дешевле, однако сам получаемый пропан-бутановый СУГ востребован на рынке меньше.

Транспортировка и хранение

Практически весь объем СПГ перевозится крупногабаритными морскими танкерами-газовозами от одного берега к другому. Транспортировка по суше ограничена необходимостью поддерживать температуру «жидкого голубого топлива» на значениях около -160 °С, иначе метан начинает переходить в газовое состояние и становится взрывоопасным.

Давление в емкости с СПГ близко к атмосферному. Однако, если температура жидкого метана поднимется выше -160 °С, то он начнет превращаться из жидкости в газ. В результате давление в емкости начнет повышаться, что представляет серьезную опасность. Поэтому танкеры для перевозки СПГ оборудуются установками поддержания низких температур и мощным слоем теплоизолятора.

СУГ регазифицируется в газ прямо в газгольдере. А регазификация СПГ производится на специальных промышленных установках без доступа кислорода. По физике жидкий метан при положительной температуре постепенно превращается в газ. Однако если это будет происходить прямо на воздухе вне специальных условий, то такой процесс приведет к взрыву.

После того, как природный газ в виде СПГ сжижают на заводе, его перевозят, а потом опять на заводе (только регазификационном) превращают обратно в газообразное состояние для дальнейшего применения.

Требования к резервуарам и паркам хранения газа

Важно понимать, что складирование газа требует значительно больше объема, чем твердого тела или жидкости. Поэтому самой сложной задачей является найти герметичные резервуары, емкости для хранения сжиженного газа и прочей продукции. Но природа в этом случае послужила хорошим помощником и уже соорудила их

Природными ПХГ здесь выступают пористые пласты песчаника в земной коре, герметично закупоренные сверху куполом из слоя глины. В порах песчаника можно найти воду, точно так же там могут накапливаться и углеводороды. В ходе работы по созданию ПХГ в водоносном слое газ, который собирается под глиняной покрышкой, толкает воду вниз

Но природа в этом случае послужила хорошим помощником и уже соорудила их. Природными ПХГ здесь выступают пористые пласты песчаника в земной коре, герметично закупоренные сверху куполом из слоя глины. В порах песчаника можно найти воду, точно так же там могут накапливаться и углеводороды. В ходе работы по созданию ПХГ в водоносном слое газ, который собирается под глиняной покрышкой, толкает воду вниз.

Чтобы определить является ли данный пласт-коллектор месторождением газа и нефти, необходимо изначально проверить есть ли в нем углеводороды. Таким образом, герметичность этой структуры уже доказана тем, что в ней скопились углеводороды.

В моменты формирования хранилища часть газа замыкается в пласте-коллекторе с целью создать нужное давление. Такой газ имеет название буферный. Объем буферного газа составляет почти половину от всего газа, закачиваемого в хранилище. Газ, который будут использовать при извлечении из ПХГ, имеет название активный или рабочий.

Следует знать, что наибольшее хранилище активного газа называется Северо-Ставропольским ПХГ. Его объем составляет 43 млрд. кубометров активного газа. Такой цифры без проблем хватает, чтобы обеспечить на год потребление таких стран, как Франция или Нидерланды. Известно, что Северо-Ставропольское ПХГ было сооружено в истощенном газовом месторождении. А хранение газа в подземных хранилищах этого комплекса считается достаточно эффективным.

Парки, которые находятся в истощенном месторождении или водоносном слое, имеют отличие, выражающееся в большом объеме и в маленькой гибкости. Во много раз быстрее закачка и отбор газа проводятся в хранилищах, которые находятся в пещерах каменой соли. На территории России сейчас есть два хранилища, которые находятся в отложениях каменной соли. Их местом расположения является Калининградская и Волгоградская области. Здесь проводится хранение пиролизного и природного газа.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дуэт-дом
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: