Петь как звезда: 9 советов для начинающих вокалистов

5 распространенных ошибок при записи, которых следует избегать

In order to produce amazing vocal recordings, it’s just as important to understand what not to do as it is to understand what you should do. Here are
some common recording mistakes
you’ll want to avoid at all costs during your sessions.

Не недозаписывайте.
Ваша задача при записи вокала — получить как можно больше пригодных для использования дублей для следующего инженера. Проблемы только усугубляются в процессе производства, поэтому, если вы не начинаете с сильной записи вокала, вам будет трудно получить отполированный и профессиональный звук. Если вы сомневаетесь, запишите больше, чем нужно, на всякий случай.

Не пренебрегайте обработкой звука.
Звукорежиссура не обязательно должна быть дорогой. Это может означать освобождение шкафа, чтобы освободить место для
вокальной кабинки «сделай сам»
. Убедитесь, что вы заботитесь о своей звукорежиссуре, даже если вы не можете позволить себе акустические панели или другое студийное оборудование: что-то всегда лучше, чем совсем ничего.

Не торопитесь.
Иногда запись вокала для одной песни может занять несколько сессий. Хотя это может быть утомительно, вы, конечно, не хотите, чтобы во время записи вокала ваш певец звучал напряженно или натянуто

Постарайтесь проявить терпение в этой важной части процесса. Не забывайте практиковаться

Запись вокала — это навык, который можно развить, поэтому уделите время практике в свободное время. Вы также можете стать волонтером в местных студиях, чтобы получить представление о других профессиональных установках и опыт работы.

Не используйте оборудование, которое вы не понимаете.
Каждый конденсаторный микрофон, предусилитель и т.д. имеет свой набор тонкостей, которые должны быть хорошо понятны инженеру перед использованием в сессии трекинга. Убедитесь, что вы нашли время, чтобы прочитать о своем оборудовании и ухаживать за ним должным образом.

В музыке из всего есть исключения, поэтому не расстраивайтесь, если в прошлом вы пренебрегли одной или несколькими из этих ошибок. Однако, по возможности, старайтесь избегать этих ошибок, чтобы дать вам наилучший шанс создать вокал студийного качества, не выходя из дома.

Основные этапы развития навыка пения

Разберем подробнее навыки, необходимые каждому, кто задается вопросом, как самостоятельно научиться петь.

Правильная осанка и дыхание

Положение тела во время исполнения должно быть свободным. Лучше всего встать прямо, опустить руки вдоль тела или положить их на живот в районе диафрагмы, чтобы чувствовать свое дыхание. Ноги для устойчивости лучше расставить на ширину плеч, стоять нужно на полной стопе, не приподнимаясь на носочки. После выработки умения правильно дышать допускается сидеть, но в этом случае нужно особенно внимательно следить за тем, чтобы не отклоняться вперед или назад, не опираться на спинку стула.

Плечи нужно опустить. При вдохе не нужно поднимать их, набирать полные легкие воздуха. Дыхание должно происходить при помощи живота и диафрагмы. Не нужно чрезмерно сводить лопатки, но и сутулиться тоже нельзя.

Простые правила дыхания можно коротко сформулировать так: быстрый вдох – пауза – медленный выдох. Вдох должен быть быстрым, тихим, почти незаметным. На выдохе можно представить, что нужно задуть свечу: плавно, равномерно и медленно выпускать воздух.

При вдохе грудь должна расширяться, а не подниматься вверх, рёбра как бы раскрываются в стороны, и воздух уходит в брюшную полость.

Работа над техникой

Начинать урок пения нужно с гимнастики для лица и распевки. Для разминки хорошо подойдет гримасничание: широко улыбайтесь, максимально раскрывайте рот, надувайте щеки, вытягивайте губы трубочкой, сомкните губы и быстро двигайте ими в разные стороны. Хорошо если после разминки чувствуется легкое тепло в мышцах. Стоит хорошо размять шею, так как мышцы при пении могут поначалу сильно напрягаться.

Заучите несколько скороговорок, а ещё лучше долгоговорок, они помогут научиться держать дыхание и чётко проговаривать каждый звук. Во время разминки сначала можно несколько раз проговорить алфавит, а затем громко и с хорошей артикуляцией озвучить скороговорку. Не стремитесь к скорости, наша задача – максимально чёткое и чистое звучание каждого звука. Следите за дыханием, нельзя чтобы вдох приходился на середину предложения или – ещё хуже – слова. Не «проглатывайте» окончания слов.

Для понимания возможностей интонирования полезно помычать с закрытым ртом. Нужно хорошо прочувствовать вибрацию носоглотки, можно поиграть с громкостью и тональностью.  Если хотите, попробуйте «промычать» любимую песню от начала до конца.

После всего этого можно переходить к распевкам по нотам. Сначала пропевайте разные слоги на одной ноте, а затем пойте восходящие и нисходящие гаммы.

Постоянная практика

Абсолютно необходимое условия – это постоянное выполнение упражнений. Обучение должно стать ежедневным ритуалом. Уделяйте по крайней мере полчаса в день  тренировке техники и дыхания. Поначалу у вас может быстро уставать рот, язык, может ныть шея. Но со временем вы научитесь не напрягать мышцы, которые не требуются для исполнения.

Старайтесь слушать хорошую музыку, будь то инструментальная классика, джаз, блюз или рок. Вам нужно научиться слышать музыку и подпевать ей без слов в унисон.

Для понимания прогресса можно сделать несколько записей того, как вы поете, на диктофон. Найдите «минус» песни, которую хотите исполнить, сделайте негромкий звук и пойте. Вам нужно получить запись только с вашим голосом. Это нужно для того, чтобы оценить, что нужно подтянуть – может быть, вам не хватает вдоха? Или вы плохо проговариваете какие-то звуки, из-за чего пение получается нечётким.

Затем сделайте запись, где будет слышна и музыка и голос – чтобы понять, попадаете ли вы в ноты. Возможно, потребуется выбрать другую песню, потому что некоторые могут просто не подойти под ваш тембр. Сигналом этого может стать боль в шее – не нужно напрягаться, чтобы «дотянуть» низкую или высокую ноту.

Диаграммы направленности микрофонов

Диаграмма направленности микрофона показывает чувствительность микрофона к поступающему сигналу с разных сторон. Она помогает правильно расположить микрофон относительно источника звука.

Большинство современных студийных микрофонов обладают переключаемой диаграммой. Среди самых популярных вариантов — всенаправленная диаграмма, кардиоида, гиперкардиоида и узкая «восьмёрка».

Слева направо: узкая восьмёрка (shotgun), кардиоида, всенаправленная диаграмма

Помимо отображения особенностей захвата сигнала диаграмма направленности микрофона также сообщает, как сильно эффект близости изменит низкие частоты в поступающем сигнале. Чем сильнее сфокусирована диаграмма на одном направлении, тем активнее усилятся низкие частоты при приближении микрофона к источнику сигнала. При расфокусировке сигнала усиление низких частот ослабнет или и вовсе пропадёт.

В зависимости от характеристик используемого устройства записи «близость» проявляется в разной степени:

  • Сильнее всего эффект близости выражен у чётко сфокусированных, узких диаграмм. Активнее всего низкие частоты усиливаются при работе с микрофонами, чья направленность описывается «восьмёркой» (англ. Figure-8) и гиперкардиоидой (англ. Hyper Cardiod).
  • Микрофоны с кардиоидной диаграммой (англ. Cardiod), чьи характеристики более размыты в сравнении с восьмёркой и гиперкардиоидой, усиление происходит менее выраженно.
  • Микрофоны с всенаправленной диаграммой (англ. Omni, Omnidirectional) из-за особенностей работы не подвержены проявлению эффекта близости.

Выбираем хороший микрофон для интервью

Если вы берете устройство для записи интервью, то оно должно отлично работать и дома, и на улице. С такими функциями отлично справляются модели (небольшое руководство):

  • «Пушки» для зеркальных и беззеркальных аппаратов: Rode VideoMic Pro (совместима с большинством цифровых устройств), Sennheiser MKE 400 (отличная цена, хорошие характеристики, качественный корпус), Rode NTG-2 (классическая модель, которую часто используют телевизионщики).
  • Петлички — крепятся близко ко рту собеседника, отчего все, что он говорит, слышно четко даже при тихом произношении. Как выбрать микрофон для записи? Среди распространенных моделей — Sennheiser МЕ 2, Rode Smartlav+, Audio-technica 3350АС.
  • Ручные устройства типа кардиоида и гиперкардиоида, которые принимают звук лишь от источника, на который направлены, не записывая при этом посторонние шумы.

Программное улучшение

Voicemeeter

Voicemeeter улавливает абсолютно все сигналы записи и воспроизведения, позволяя не только регулировать громкость, но и выполнять различные усовершенствования, такие как шумоподавление или использование встроенного эквалайзера.

Программное обеспечение поддерживает несколько микрофонов, подключенных одновременно к компьютеру. Это позволяет переключаться между ними буквально одним нажатием кнопки, а также регулировать звучание каждого из них в отдельности. Мы особенно рекомендуем Voicemeeter профессионалам, которые сталкиваются с задачей микширования сигналов в операционной системе.

На официальном сайте разработчиков этого инструмента есть несколько инструкций, описывающих основные и уникальные встроенные функции. Используйте ссылку ниже, чтобы перейти на этот ресурс и узнать больше о полезных инструментах.

Adobe Audition

Эта программа обрабатывает только записи, созданные микрофоном.

Это приложение отличается от других тем, что может обрабатывать только записи, созданные с помощью микрофона. В Adobe Audition есть фильтр, целью которого является улучшение качества голоса. Настройка этого инструмента проста и включает в себя выбор одного из 3 режимов: мужской и женский голос и музыка. Кроме того, в Audition можно быстро и эффективно очистить звук от шума, шумов и щелчков, устранить неприятные свистки, возникающие при произнесении сибилянтных согласных звуков.

Дополнительные усовершенствования включают в себя обработку компрессора и нормализатора уровня. Задержка по каналу и реверберация могут быть использованы для добавления громкости звуку из микрофона.

Рассматриваемые эффекты могут быть добавлены в набор для совместного использования или применены к файлу по отдельности.

В первом случае перед экспортом расширенной записи не забудьте применить изменения, нажав соответствующую кнопку на панели. Adobe Audition предупредит тебя, если ты забудешь это сделать.

Оптимальное расстояние до микрофона

У многих направленных микрофонов существует выраженный эффект «приближения». Чем ближе человек поет, тем больше низких частот в звуке. Со всенаправленными микрофонами этот эффект гораздо менее выражен. От пространства между певцом и микрофоном зависит то, какой же будет тембр и будет ли требовать он «художественной резьбы» по эквалайзеру. Если для шепота стоит поискать более близкую дистанцию для создания «интимности» звучания, то для крикливых и громких стоило бы данный промежуток ощутимо увеличить. Во-первых, для сохранения целостности и работоспособности тончайшей мембраны конденсаторного микрофона, а во-вторых, с целью получить правильный звуковой план. Человеческий слух отлично понимает на каком «виртуальном» пространстве расположен голос. При близкой записи голоса требуется достаточно сильно обрезать низ и низкую середину, чтобы усадить его в микс. Лишние обработки ухудшают качество записанного сигнала, могут создавать фазовые проблемы, может теряться атака. Хорошее начальное расстояние до микрофона — 30-40 см. В некоторых случаях стоит попробовать и расстояние в метр. Кстати, на большей дистанцией менее заметны задувания воздуха и повороты головы во время пения. Поп-фильтр не спасает при записи с близкого расстояния от грязно звучащих звуков «с-ч-з-ш-щ». Также уменьшается количество «слюней» и чавканья в записи, потому что мембрана просто перестает их улавливать. Если помещение для записи имеет хорошую акустику и достаточно заглушено, то увеличение расстояния до микрофона не приведет к катастрофическому возрастанию призвука комнаты и шумов.

Рекомендация от автора блога – Павла Бутора

Друзья, если хотите научиться круто продавать через голос, то вам надо к Михаилу Кравченко. Это эксперт в искусстве публичных выступлений.

С Мишей я познакомился на о. Бали в январе 2021 г. на антиконференции Accel. Невероятная харизма, голос и подача себя

Он мгновенно захватил наше внимание – мы познакомились и пообщались

Я с Михаилом Кравченко на Accel

Расскажу, чему научит Михаил. Вы больше никогда не будете:

  • бояться выходить в прямой эфир;
  • переживать, выступая публично;
  • запрещать себе уверенно говорить;
  • продавать на маленькие чеки;
  • сливать аудиторию на вебинарах;
  • съедать слова;
  • избегать записи видео и Сторис;
  • стесняться собственной речи.

Почему ваш вебинар не приносит 1 млн?

А если приносит, то почему не приносит 2, 3, 5?

Большинство экспертов сливают деньги именно здесь, на вебинаре! Слабая вовлеченность, удержание, доходимость до конца, малое количество регистраций и как следствие – недобор по оплатам.

Никто не приходит на тематический вебинар, если ему неинтересна эта тема и он не готов купить. И дальше вопрос только к вам: “Почему на вебинар пришло 100 человек и купило 10, а не 50, например?” У Михаила есть и такие кейсы.

Все дело в вас. Точнее, в вашей продаже. Подаче. Умении вовлекать, брать аудиторию “за метафорические яйца” и доводить до конца – до оффера. Ведь это же очевидно: чтобы ваше предложение заинтересовало потенциального покупателя, сначала он должен его услышать.

Михаил Кравченко помогает экспертам и онлайн-школам с оборотом 1 млн ₽ увеличивать вовлеченность и удержание аудитории на вебинарах и повысить конверсию в заявки и оплаты до +30% за 2 месяца через постановку голоса и детальную проработку продающего выступления.

Миша научит говорить так, чтобы люди, слушая вас, не просто оставались до конца вебинара, а даже в туалет не отходили от компьютера. Чтобы у них возникало ощущение, будто “ангел спустился с небес” и шепчет им на ухо. Не меньше.

Он раскроет вашу индивидуальность, харизму, природный шарм и магнетизм. Научит управлять подачей голоса, чтобы качественнее доносить ключевые смыслы до аудитории. Ваши выступления будут иметь гипнотический эффект.

Михаил работает с лучшими и только индивидуально. Его клиенты:

  • Николай Мрочковский – один из родоначальников рынка онлайн-образования в России и обладатель рекорда Гиннеса по самому масштабному бизнес-тренингу в режиме онлайн;
  • – основатель Федерации онлайн-бизнеса и лучший эксперт по запускам в России;
  • Сергей Теплых – человек года по признанию JQ, выступал в Олимпийском на 25 тысяч человек;
  • Аджит – самый высокооплачиваемый тренер по тантре в России и основатель ЛЯМ-ДОМа.

Все они участники индивидуального коучинга Миши “Голос на миллион”.

Ведь вебинар, который принес 5 млн, может приносить и 10. А голос – один из важнейших критериев, который не учитывают большинство игроков на рынке. Но используют лучшие.

Ваш голос и его звучание – это индивидуальная подпись. Это бренд, который стоит дорого. Это статус, который вызывает доверие.

Как развить дикцию и четкость речи с помощью тренинга

Обучение разработано экспертом по технике речи и постановке голоса Марией Савичевой (стаж более 20 лет).

Подойдет людям, у которых:

  • тихий невыразительный неубедительный голос;
  • возникает непонимание со стороны коллег и родных;
  • трудности с произношением, вялая нечёткая дикция, першит в горле, пропадает голос;
  • не складываются отношения с противоположным полом;
  • нет роста по карьерной лестнице;
  • не слушают, перебивают, не дают слова в компании.

После занятий опросили 1273 ученика. Из них:

  1. 100% стали уверенней в себе.
  2. 84% стали больше зарабатывать.
  3. 100% усилили лидерские качества.
  4. 94% почувствовали себя намного сексуальнее и привлекательнее.
  5. 88% перестали бояться сцены.

Это на 100% онлайн-обучение. Его прошли уже более 7 000 участников.

Как проходит обучение:

  1. Сначала вы проведете анализ Голоса и Речи. Получите персональные рекомендации и дополнения к программе курса.
  2. Занимаетесь по видеоурокам и строго выполняете наставления эксперта.
  3. Промежуточный анализ голоса и речи с корректировками программы.
  4. Итоговый анализ голоса с заключением эксперта и составлением дальнейших рекомендаций.

За 249 руб. вы можете прямо сейчас пройти диагностику голоса. Дальше вам составят индивидуальную программу в зависимости от ваших результатов. От этого будет зависеть цена обучения (3 500–26 900 руб.). Оплатить можно сразу или в рассрочку на 4 месяца.

Время прохождения тренинга – примерно 1,5–2 месяца.

Если не понравится обучение, вы сможете вернуть деньги в течение 14 дней.

Также вы можете получить доступ на 5 дней к бесплатному пробному уроку.

Виды вокала

Разделяют три вида вокального исполнения – академический, эстрадный и народный. Освоение каждого из них происходит по-разному, а также различаются аспекты техники и звукоизвлечения.

Академический

Тот самый способ пения, которым исполняются оперы и другие классические произведения. Главная вещь, которая отличает этот вид вокала от остальных – в нем певцы не используют микрофоны и другие способы увеличения громкости. Все достигается за счет самого пения. Из-за этого к данной вокальной технике предъявляются довольно жесткие требования.

Во-первых, вы должны тренировать свой тембр голоса, потому что исполнение академических произведений требует широкий вокальный диапазон, в котором все ноты звучат чисто и без призвуков.

Во-вторых, академический вокал требует безупречную артикуляцию – опять же, цель добиться идеального звука, который бы пробивал оркестр и звучал хорошо без каких-либо средств обработки.

Научиться данному типу вокала в домашних условиях очень тяжело, и если вы хотите освоить его – то лучше всего обратиться к преподавателю.

Народный

Это довольно распространенная манера пения, которой пользуются многие эстрадные певцы – например, Пелагея. Народный вокал – это разговорная манера исполнения, которая содержит в себе специфические приемы, свойственные конкретному народу.

Еще одна отличительная особенность – это почти постоянное нахождение в высокой певческой позиции. Именно благодаря этому данный тип вокала получает свое специфическое звучание.

Народному вокалу в наши дни обучаются практически так же, как и эстрадному. В нем есть все основные приемы, необходимые для любого вокалиста. Вопрос остается только в том, чтобы понимать специфику жанра, в котором вы поете.

Эстрадный

На данный момент эстрадный вокал – наиболее распространенный среди всех остальных видов. Именно им пользуется большая часть певцов на большой сцене. Главная его особенность заключается в том, что, как правило, вокальные партии находятся внутри одного не очень широкого диапазона. Кроме того, эстрадная техника пения предполагает, что артист будет каким-то образом двигаться на сцене и взаимодействовать с публикой – это нашло свое отражение в используемых приемах.

На данный момент именно эстрадный вокал является одним из самых разнообразных. В этой статье мы рассказываем, как научиться петь именно в эстрадной манере.

В поисках резонаторов

Только овладев наукой резонансов можно ответить на вопрос, как научиться красиво петь. В переводе с французского «резонанс» означает «отзвук». Он работает по принципу микрофона, значительно усиливая выходящий из связок звук. Обыкновенное давление на них просто приведет к срыву голоса. Такая ситуация складывается у людей неопытных, которые овладевают пением без каких-либо познаний в данном вопросе.

Наше тело располагает множеством таких природных резонаторов. Особенно много их на голове. По большей части это:

  • кости черепа;
  • челюсти;
  • гайморовы пазухи;
  • зубы, которые также обладают свойством реверберации.

Поэтому ответ на вопрос, как научиться красиво петь, зависит от нахождения и умения воспользоваться своими резонаторами.

Советы о том, как говорить в микрофон

  • Подготовить: Приготовьтесь подойти к микрофону, произносите ли вы речь по сценарию или просто говорите несколько слов. Подумайте, что вы собираетесь сказать. Помните, что то, что вы слышите в своей голове, отличается от того, что может слышать ваша аудитория.
  • Упражняться: Практикуйте свою речь и репетируйте ее интонации, ритм и доставку. Знайте свой материал.
  • Слушать: Слушайте голос в своей голове — он может сказать вам, когда вы говорите слишком быстро или слишком медленно. Этот голос может помочь вам решить, звучит ваша презентация интересно или скучно. Ваш вокальный тон слишком высок? Слишком низко? Слишком однообразно? Слишком много перегибов или недостаточно? Слушайте других, кто говорит в микрофон; ты понимаешь слова? Эти люди говорят слишком быстро или слишком медленно? Передают ли они информацию ясно и кратко? Также послушайте радио; диктор говорит медленно и лаконично? Вы отчетливо слышите текст? Хотя это правда, что некоторые дикторы на радио лучше, чем другие, все они говорят с аудиторией. Дикторы знать кто-то слушает. Не забывайте, что когда вы говорите, люди тоже вас слушают.
  • Говорить: Говорите и читайте вслух. Читайте газету вслух, как будто вы передаете новости по радио. Говорите в цифровой диктофон, а затем слушайте то, что вы записали. На что это похоже? Вы все прекрасно понимаете? Вас интересует, что говорит (вы) говорящий? Кстати, радиоведущие и диск-жокеи часто записывают, а затем слушают свои вокальные выступления; воздушная проверка является частью торговли.
  • Учить: Изучите искусство речи, общения и публичных выступлений. Ваша местная библиотека, школьный округ или местный колледж могут предлагать программы повышения квалификации.

Мой профессиональный опыт работы с микрофонами

Я ведущий новостей и ведущий программ по профессии, много лет работаю в эфире различных радиостанций. Я также мощный вокалист полного диапазона с большим опытом записи на сцене и в студии. Хотя я не техно-гик, я люблю звук!

Нет, я не идеален. Есть несколько слов, которые я (стараюсь) никогда не использовать в тексте вещания, потому что даже после всех этих лет мне все еще трудно их произносить. И мне действительно трудно понять некоторые акценты. . . это тоже уходит много лет назад.

Но да, у меня есть несколько неприятных моментов. (Например, когда «полоса», «ручей», «клубника» и «прямой» произносятся как «штрайп», «штрим», «клубничный» и «штрейт». Такое случается часто (может быть, это грязная вещь), но особенно неприятно и неприятно слышать, как телеведущие и профессиональные ораторы включают звук s-t-r. — на любых словах, в которых используются эти буквы в указанном порядке — в ш-т-р.)

Однако одна большая проблема заключается в том, чтобы прислушиваться к голосам (некоторых) людей в системы громкой связи; они болтают или разговаривают очень тихо. Они жуют жвачку или еду. Они говорят в их аудитория вместо к их аудитория. И публика. . . состоит из реальных людей. . . теряет интерес. Я вижу людей вокруг себя — им скучно, они отвлечены и не интересуются произнесенными словами.

Плохая связь и плохой звук равносильны потерянному сообщению

Как бы просто это ни звучало, поэтому так важно уметь говорить в микрофон,

Помнить…

То, что вы говорите, может быть не так, как слушатели, поэтому. . . установите зрительный контакт и говорите четко, громко, медленно, сжато и ритмично. Не слишком быстро и не слишком медленно

Не загоняйте микрофон, прикладывая к нему рот; говорить по верху. Репетируйте то, что вы собираетесь сказать, прочистите и увлажните горло, убедитесь, что микрофон включен, и не произносите слова невнятно

Обратите внимание на окружающий шум, который может проникать в микрофон; устраните близлежащие отвлекающие факторы.

Ваш голос будет услышан!

Простые вокальные упражнения

Для тех, кому всё ещё непонятно, как же научиться правильно петь, ниже приведены несколько легких вокальных упражнений.

  1. Гласные звуки. Пропевайте на выдохе «А-О-У-И-Э-Ы-А-Э-И-У» и так далее в любом порядке. Старайтесь держать ноту, когда чувствуете, что воздух заканчивается, следите, чтобы голос не становился ниже или выше, громче или тише, а также не обрывайте пение резким вдохом.
  2. Пропойте гамму «до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до» сначала в прямом, а затем в обратном порядке (восходящая и нисходящая гамма). При этом лучше найти источник звука, по которому ориентироваться, как должны звучать ноты и повторять максимально похоже. При удачном попадании в ноту получится эффект резонанса.
  3. Для развития звонкости и высоты голоса попробуйте побыть кукушкой. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните, затем на очередном выдохе громко издавайте звуки «У-у», как кукушка.
  4. Упражнение, подобное предыдущему, но вместо короткого «уканья» нужно попытаться почувствовать себя волком – на высокой ноте протянуть как можно дольше: «У-у-у-у».
  5. Ещё раз вернёмся к гласным звукам и гаммам. На этот раз соблюдайте строгий порядок: «И-Э-А-О-У» и произносите звуки достаточно коротко. Таким образом вы от высокого звучания дойдете до низкого. Затем можно повторить в обратном порядке.

После этих упражнений голос станет чище, станет меньше зажимов в мышцах. Теперь можно потренироваться петь любимые песни.

В конце занятия голосовые связки нужно «охладить», для этого хорошо подойдут упражнения для распевки, особенно мычание, так как мягкая вибрация поможет расслабить уставшие мышцы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дуэт-дом
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: