Имитация свинцового переплета
Отличительная черта оригинального витража — наличие металлического переплета. При создании декора своими руками нужно выполнить имитацию и этого элемента, чтобы витраж выглядел реалистично. Это можно сделать с помощью следующих способов:
- Проклейка границ специальным скотчем. Материал для обработки витража вы можете приобрести в салоне для художников. С помощью него выделяют контуры. Обычно ширина ленты составляет 1/8 дюйма, а по своей структуре она напоминает обычный скотч. Разница заключается лишь в цвете. В плане работы этот материал не отличается от обычного.
- С помощью этого метода вы легко сможете понять, как можно изготовить витражи своими руками с имитацией переплета, используя проволоку. Для этого понадобится медная или алюминиевая проволока, клей для фарфора, а еще клей для посуды. Брать суперклей не рекомендуется из-за того, что он оставляет много следов. Вы можете использовать любой кабель, у которого сечение составляет 0,02–2,5 мм. Сперва провод нужно аккуратно приклеить на швы, а после этого на него наносят патину.
- Имитация с помощью пластины, которую можно сделать своими руками. Вам понадобится следующее:
- ПВА клей для фарфора 50 мл;
- Тушь 30 мл;
- Алюминиевая пудра 40 гр.
Сперва соединяем перечисленные компоненты, чтобы получилась однородная смесь. При желании можно заменить алюминиевую пудру бронзовой. Тогда масса приобретет цвет латуни. Еще до окраски изделия вы должны знать, какой цвет у вас получится. Имейте в виду, что хранить такую пасту долго нельзя. Поэтому ее нужно готовить в небольших количествах и во время использования периодически перемешивать. Сама работа по окрашиванию выполняется с помощью кисти или небольшого шприца. Поначалу вам будет довольно сложно, но постепенно вы привыкнете.
Нанесение
Витражные краски имеют собственную технологию нанесения. Для начала нужно приобрести:
- набор витражных красок;
- контуры для рисования по стеклянной поверхности;
- готовые трафареты, которые при желании можно сделать самостоятельно;
- этиловый спирт;
- кисти;
- ватные палочки;
- зубочистки или иголку.
Перед тем, как рисовать витражными красками, следует выбрать узор. Можно взять имеющиеся в свободном доступе шаблоны и трафареты для копирования. Далее все работы проводятся поэтапно и в определенной последовательности.
Перед тем, как покрасить стекло, его обезжиривают спиртом. Если имеется талант и навыки художника, то маркером наносится узор. В противном случае можно закрепить его на обратной стороне изделия или перенести на лицевую сторону с трафарета через копирку.
Витражные краски наносятся капельным способом, а затем распределяются кистью от центра к периферии равномерным толстым слоем. Погрешности нужно сразу исправлять ватными палочками, не давая покрытию засохнуть.
Раскрасив все детали одного цвета, надо тщательно промыть кисть, вытереть ее насухо и приступить к работе с другим оттенком. Витражные краски образуют в своей толще пузырьки воздуха, избавиться от которых можно при помощи острия иголки или зубочистки. Чтобы ускорить процесс сушки готового узора, можно воспользоваться феном.
Нанесение акрилового покрытия
Роспись по стеклу акриловыми красками также начинается с обезжиривания рабочей поверхности и нанесения рисунка собственными силами или с помощью трафарета.
В то время как витражные краски своими руками наносятся только на обработанный контуром рисунок, то для их акриловых аналогов это не является обязательным.
Если сделать контур, то изображение будет напоминать витраж. А без его использования узор будет стилизован под произведение живописи.
Предметы кухонных сервизов после высыхания нужно покрыть термостойким лаком для увеличения срока их службы и сохранения красочности рисунков.
Стоит учитывать тот факт, что декоративные, термостойкие акриловые краски на водной основе высыхают очень быстро, но для стойкости требуют запекания в духовом шкафу.
Использование баллонных покрытий
Аэрозольные краски чаще всего применяются для покраски больших стеклянных изделий, хотя профессиональные художники используют их и для декорирования мелких деталей. Это можно сделать и не имея богатого опыта рисования, применив трафареты или строительный скотч.
В специализированных магазинах можно приобрести следующие разновидности аэрозольных составов:
- масляные;
- термостойкие;
- акриловые;
- латексные и другие.
Чаще всего аэрозольные краски для витражей и других стеклянных изделий имеют акриловую основу.
Также налажено производство термостойкого аэрозольного материала для обработки некоторых видов посуды.
К преимуществам аэрозольных материалов можно отнести:
- быструю готовность к употреблению;
- способность проникать в труднодоступные места;
- хорошие адгезивные свойства;
- длительный срок хранения без изменения качественных характеристик;
- не требуются инструменты для нанесения;
- устойчивость к истиранию и выцветанию;
- богатая цветовая палитра;
- высокая скорость высыхания.
Несмотря на обилие достоинств, аэрозольные краски имеют и некоторые недостатки:
- невозможность разбавить краску растворителем;
- сложная техника нанесения;
- обязательное использование трафаретов для прорисовки мелких деталей — это увеличивает расход дорогой краски;
- аэрозольные материалы разных цветов нельзя смешать;
- использование во время распыления таких средств индивидуальной защиты, как очки, маска или респиратор.
Применяя аэрозольные акриловые краски, следует четко соблюдать инструкцию, чтобы избежать образования потеков и прочих изъянов.
При декорировании стеклянных поверхностей на открытом воздухе надо выбирать безветренную прохладную погоду.
Как делать витраж Тиффани
Освоив технику, можно попробовать сотворить в домашних условиях витраж Тиффани, собирая своими руками мозаику из стекол. Это один из самых интересных и трудоемких видов цветного панно.
Витражи, носящие имя автора Луи Тиффани, по технологии производства более всего приближаются к классическим соборным витражам. Это отдельный вид витражного искусства, в котором создают абажуры, картины, вазы и ювелирные украшения.
Классический витраж Тиффани — это соединение цветных стекол свинцовыми или латунными прутками. Современный труд упрощается с помощью медной ленты. Этот способ позволяет делать миниатюрные работы.
Техника, которая носит имя своего создателя Луи Тиффани.
Технология Тиффани включает в себя следующие этапы:
- из цветного стекла вырезаются фрагменты, составляющие общую картину;
- каждое стеклышко шлифуется и оклеивается медной фольгой;
- предварительно на стеклах проставляются номера, соответствующие нумерации на шаблоне;
- шаблон помещают в рамку и на него выкладывают заготовки, начиная с угла;
- детали спаиваются между собой с обеих сторон витража;
- заключительный этап — нанесение патины на спаянные швы;
- окончательная работа вставляется в рамку из металлического профиля.
Фотопечать
Фотопечать на стекле включает в себя общее название имеющихся нескольких разных техник переноса изображений на твердую поверхность. С появлением этой техники значительно расширились возможности дизайнеров при оформлении интерьера. Рисунок можно печатать как на специальной пленке, которая впоследствии клеится на ее поверхность, так и на твердой основе. Соответственно, первый вариант называется прямой печатью, а второй – изготовлением фотопечати на стекле. Каждый вариант имеет свои отличительные особенности. К примеру, иногда на поверхность наносится лак или другая основа для прямой фотопечати, в то время как для печати на пленке можно применять как матовую, так и прозрачную пленку.
Особенности технологий фотопечати:
- Прямая фотопечать – изображение печатается на стеклянной поверхности любой фактуры и любого размера при помощи специального принтера. Для создания подобного витража применяются специальные краски, способные под воздействием ультрафиолетовых лучей и высоких температур глубоко проникать в толщину стекла и достичь высокой детализации и яркости рисунка с условием максимально высокого разрешения картинки.
- Пленочная – представляет собой наложение полноцветного полиграфического изображения на пленку с дальнейшим ее наклеиванием, используя полимерный клей. Затем под воздействием ультрафиолета клей отвердевает, что способствует прочному соединению пленочного изображения со стеклом.
- Триплексная – в основе данного вида печати положен пленочный метод, где рисунок также наносится на специальную пленку, затем готовый фоторисунок оказывается между двух листов стекла. Представляет собой наиболее надежный и прочный метод фотопечати, т.к. изображение защищено с обеих сторон стеклом.
Главными преимуществами техники фотопечати являются быстрые сроки изготовления, а также возможность имитации классических витражей, экологичность и сравнительно низкая стоимость.
Фьюжн
Поскольку фьюзинговый витраж, как и фацетный, изготавливается при соблюдении определённых условий (в частности, при работе с температурами до +3000 °С), повторить его в домашних условиях невозможно. Вы можете лишь скопировать технику рисунка и создать красивую качественную имитацию.
ФОТО: thevoyageur.netПо внешнему виду такие витражи напоминают те, которые стоят в популярных готических соборах мира
Первый шаг по созданию такого витража – продумывание концепции рисунка. Это должна быть центральная композиция и красивое обрамление.
Вы можете купить готовую плёнку с понравившимся рисунком в строительном магазине или нанести рисунок на стекло самостоятельно. Поскольку получить цветные стёкла нужного размера невозможно, вы можете лишь раскрасить их специальными красками.
Чтобы имитация выглядела качественно, используйте бордюры из фольги, которые наклеиваются по краям рисунка для придания ему объёма. Для украшения окна такая техника не подойдёт, поскольку рисунок будет односторонним, но вы можете поместить стекло в рамку или использовать его для декорирования межкомнатных дверей.
Только факты
Название «витраж» произошло от латинского слова vitrum – «стекло», что подразумевает прозрачные узоры, картины или рисунки, сделанные на стекле или из цветного стекла.
Витраж на стекле берет свое начало еще в древности. Чаще всего его использовали в храмах и церквях. В храмах Германии и Франции были применены первые сюжетные витражи, выполненные в причудливых формах, из разных цветов, достаточно больших размеров. На витражах были изображены религиозные события, жизнь и быт святых. Это так называемая живопись на стекле.
В России витражи появились только в 1820 году и назывались они сначала прозрачными картинами. Как раз в это время в Европе начиналось возрождение данного вида искусства после длительного забвения.
Сложные рецепты витражных красок
Краски на основе ПВА прекрасно подходят для детского творчества. Для получения серьезного результата, приближенного к профессиональному, лучше воспользоваться красками по другим рецептам. Они дают более стойкий рисунок, который не подвержен деформациям и не портится от влияния внешних факторов.
На нитролаке
Необходимо купить нитролак и любой органический растворитель. Эти средства смешивают в таком количестве: 2/3 части нитролака, 1/3 часть растворителя – ацетона, уайт-спирита, сольвента. Далее массу подкрашивают любым пигментом, после корректируют яркость краски до нужного уровня введением дополнительной порции нитролака или колера. Для рисования масса плохо подходит, зато годится для заливки витражных контуров.
На клее БФ-2
Необходимо приобрести клей светлого оттенка, для разжижения добавить немного ацетона, после ввести в состав пигмент. Для этой цели подходит только тот краситель, который растворяется в спирте, например, чернила обычной шариковой или гелевой ручки.
На желатине
Готовить такие краски сложнее, зато они будут безвредными, ими смогут пользоваться дети. Для основы надо развести 6 г желатина в 200 мл воды. В другой банке в небольшом количестве воды растворяют сухой краситель для ткани, добиваясь нужной насыщенности тона. Далее основу и краситель смешивают между собой. Работать с краской придется быстро: она вскоре застывает. Чтобы повысить ее стойкость, можно ввести в массу немного нитролака: так готовый витраж будет служить дольше и станет ярче, интереснее внешне.
Пошаговый мастер-класс
Создание витража
Сделать витражи самому на самом деле несложно, это не требует особых навыков. Лучше всего для создания витража своими руками подходят пленочная и расписная техники. Именно их мы рассмотрим пошагово и сделаем простой витраж каждым из этих двух способов.
Расписная техника
Основа для витража
1
Для того, чтобы изготовить такую картину, прежде всего необходимо снять размеры стекла, которое в дальнейшем превратится в витраж. Затем согласно размерам, подбирается или рисуется вручную карандашом либо маркером шаблон. Если рисунок взят из интернета, а размер стекла больше формата А4, то его необходимо распечатать на листах бумаги, а затем эти листы соединить между собой в единое целое. Также в качестве основы подойдет картон, он более плотный и стекло будет меньше скользить.
2
В данном примере рассмотрим вариант с созданием рисунка самостоятельно
Важно, чтобы все линии были четкими
Рисунок для витража
3
На бумагу с готовым рисунком укладывается стекло с небольшой толщиной. Его необходимо обезжирить спиртосодержащим или аммиачным средством, либо простым спиртом.
Обезжиривание стекла
4
Поверхность должна быть абсолютно сухой, поэтому обезжириватель тщательно вытирается мягкой тканью.
Сушка поверхности
5
Следующий шаг – необходимо нарисовать контур витража, то есть шаблон обводится на стекле. Чаще всего для этого используется черная краска, поскольку ее лучше всего видно. Можно взять также контурную пасту, готовую из магазина или самодельную, в которую входит клей ПВА, тушь и серебрянка
Важно: для создания витражей рекомендуются только витражные или акриловые краски, которые продаются в тюбиках. Даем контуру полностью высохнуть, чтобы ничего не смазать в дальнейшем
Нанесение контура
6
Контур картины заполняют цветом. Работать нужно аккуратно. Краситель наносят кистью или губкой, если площадь достаточно большая и хочется сделать текстурное изображение.
Заполнение контура цветом
7
Если рисунок должен быть объемным, то тени и света лучше нанести после высыхания базового слоя.
Нанесение тени и света
8
После полного высыхания витраж готов.
Витраж готов
Пленочная техника
Эскиз на разных листах
1
Чаще всего эскиз распечатывается на принтере на разных листах, а затем соединяется, как в предыдущем примере. Если работа проводится впервые, то не стоит брать слишком сложные узоры. Необходимо также оборудовать рабочее место подсветкой так, чтобы свет лампы был направлен на эскиз снизу, иначе работать будет достаточно сложно.
2
Все части эскиза необходимо склеить так, чтобы линии совпадали, как показано на фото. Лишние фрагменты, если они есть, обрезаем ножницами.
Склейка эскиза
3
Стекло очищают, обезжиривают со стороны соприкосновения с эскизом и тщательно вытирают.
Очистка стекла
4
Стекло прикладывается и фиксируется, чтобы не возникло перекоса. Для этого понадобится двусторонний скотч.
Фиксирование стекла
5
Стекло обезжиривают с внешней стороны и насухо вытирают.
Обезжиривание стекла
6
Для того, чтобы изготовить витраж в данной технике, понадобится самоклеящаяся пленка. Для каждого фрагмента вырезается подходящий кусочек, в нашем случае на первом шаге это полоски.
Полоски плёнки
7
Перед наклеиванием пленки место еще раз обезжиривается и насухо вытирается.
Повторная подготовка поверхности
8
Затем с края пленочного фрагмента аккуратно снимают подложку, этот край закрепляют на стекле и приглаживают ракелем.
Устранение подложки
9
Быстрым движением так, чтобы пыль не успела попасть на стекло, пленка прижимается и разглаживается. Остатки можно подрезать ножом, если они есть.
Нанесение плёнки
10
Пленка должна заходить на контур, просвечивающийся из-под стекла.
Плёнка над контуром
11
Далее процесс идет по такому же принципу.
Повторение процесса
12
Когда все цвета уложены, наклеивается свинцовая лента для обрамления.
Наклейка обрамления
13
Всю ленту прокатывают валиком.
Прокатка валиком
14
По окончании работы все стыки прижимаются специальным прижимом, поверхность тщательно протирается моющим средством. Витражная картина готова.
Готовый витраж
Как сделать патио на даче своими руками: разнообразные варианты оформления, отделки и обустройства (85+ Фото Идей & Видео)
Витражная роспись для начинающих
Итак, Вы решили украсить стеклянную поверхность красивым замысловатым узором. Глубоких знаний о технологии и способах создания росписи на стекле Вам не потребуется. Для создания по-настоящему красивых и ярких витражей прежде всего необходимо потренироваться, сделав две-три пробные композиции. Отметим, что с первого раза желаемого результата не получится.
Далее мы поговорим о витражных красках и о том, как создать красивый рисунок на стекле в домашних условиях.
Шаг 1
Выбираем краску
Существует 2 основных вида витражных красок. Рассмотрим особенности каждой из них.
Акриловые краски отличаются тем, что помимо акриловой смолы и различных полимеров, в их состав входит вода.
Благодаря водной основе акриловые краски:
- быстро сохнут
- не имеют запаха
- легко ложатся на неровную поверхность, благодаря своей густой консистенции
Однако, стоит помнить, что такие «водные» краски не рекомендуется разбавлять водой по той причине, что краситель, находящийся в их составе, может лечь не ровно, а напротив, собраться на поверхности каплями и стечь в сторону.
Сольвентные краски получили свое название благодаря нефтяному сольвенту, входящему в их состав. Такие краски рекомендуется разбавлять уайт-спиритом.
Нюансы использовния сольвентных красок:
- Долгая сушка (от 2-3 часов до 2-3 суток).
- Идеально ровная поверхность для нанесения краски.
- токсичность. При работе с сольвентными красками рекомендуется постоянно проветривать помещение. Их пары в больших количествах вредны для человека.
- Игра с цветом. Растворитель (уайт-спирит) позволяет изменить цвет от глубокого и насыщенного до практически прозрачного.
Шаг 2
Работаем со стеклом
Для идеального результата работы необходимо не только правильно выбрать витражную краску, но и подготовить саму стеклянную поверхность к покраске. Сделать это несложно, достаточно обезжирить стекло любым моющим средством, а после протереть спиртом.
Далее приступаем к выбору эскиза. Каким он должен быть?
- Все контуры выбранного изображения должны быть замкнуты или выделены специальной контурной пастой. Иначе цвета сольются между собой и добиться желаемого результата не получится.
- Рисунок без мелких элементов. «Паста» для их выделения не подойдет по причине толщины наносимого ею контура, а если не выделять такие детали рисунка, то они просто-напросто «потеряются» на общей картине.
Эскиз выбран. Приступаем к его нанесению на стеклянную поверхность. Для этого мы берем толстую непрозрачную ткань, кладем на нее желаемый рисунок и накрываем стеклом. Переносим рисунок на поверхность. Подробнее о том, как именно это сделать читайте ниже.
Шаг 3
Приступаем к покраске
Прежде всего следует нарисовать контур по уже готовому эскизу. Для этого мы обязательно надеваем медицинские перчатки чтобы не испачкаться и не испортить рисунок. Наносим краску со средней скоростью. Ошибочное нанесение контура можно легко исправить после того как он слегка подсохнет. Для этого используем ватные палочки, смоченные в спиртовом растворе.
Итак, контур готов. Самое время наносить краску
Важно помнить, что в зависимости от вида, витражные краски ложатся на поверхность по-разному, а значит и техника окрашивания должна отличаться друг от друга. Так, например, более густые акриловые краски следует наносить тонкой кисточкой, а сольвентные, при попадании на стекло, напротив, сами заполняют окружающую поверхность
Шаг 4
Сушка и обжиг
После покраски витраж необходимо просушить. Напомним, что продолжительность сушки также зависит от типа краски. Чтобы ускорить этот процесс и избежать нежелательных подтеков, стеклянную поверхность лучше не перемещать до полного высыхания краски.
Отметим, что краски по способу обработки также делятся на 2 вида:
- Обжигаемые. Такие краски должны проходить термообработку. Для этого подойдет обычная духовка, разогретая до 150 градусов. При такой температуре витраж должен обжигаться примерно час. Витражный рисунок после такой термообработки можно мыть любыми средствами, он останется таким же ярким.
- Необжигаемые. Эти краски сушатся при комнатной температуре и для их закрепления достаточно использовать прозрачный лак.
Заключение
Информация в данной статье окажется полезной всем творческим людям, которые хотят прикоснуться к искусству витража и самим создать красивый узорчатый рисунок. Создание витражей позволит Вам проявить всю свою фантазию, украсить свой дом или сделать уникальный подарок друзьям и близким. Попробуйте создать свой первый витраж и с каждой новой работой вы будете совершенствовать свое мастерство и возможно со временем станете настоящим профессионалом.
Как наносить контур
Первым шагом к картине будет прорисовка очертаний с помощью акрилового контура, который густо ложится и дает тонкую объемную линию. Контуры выпускают в маленьких тюбиках с тонким носиком, удобных в использовании: линии наносят, выдавливая пигмент прямо из тюбика на холст, без использования кисти. Шаблон с эскизом крепят с обратной стороны прозрачного холста, фиксируя скотчем, и обводят сначала маркером либо сразу контурным акрилом. На высыхание понадобится минимальное время, пары часов будет достаточно. При желании можно ускорить процесс феном или скрасить ожидание другими полезными делами.
Схемы и трафареты для точечной росписи
Точка к точке (point-to-point)
Название техники не обманывает — весь рисунок выполняется поэтапно точками разных размеров. Для работы понадобятся специальные краски — чаще всего используют витражные акриловые контуры для стекла и керамики.
Для контурных и точечных рисунков на ткани и коже лучше использовать контуры для ткани, так как они обладают хорошей рельефностью и проникают в волокна, прочно удерживаясь на поверхности изделия.
Однако контуры для тканей можно применять и на других поверхностях, таких как дерево, МДФ, пластик, металл и т.д.
Для придания объемности и фактурности изделию можно использовать в качестве штрихов 3D-гели или «жемчужные» краски.
На какой поверхности можно делать точечную роспись?
Поскольку акриловые контуры предназначены для стекла и керамики, их можно использовать на любой, даже самой гладкой, поверхности. Украсить точечной росписью можно совершенно любой предмет – от стеклянного бокала до чехла мобильного телефона, от любимой пары туфель до руля автомобиля. Главное в этом деле – правильно подготовить поверхность.
- Самые популярные предметы декора в технике точечной росписи:
- — стеклянная и керамическая посуда,
- — ежедневники и различные обложки на документы,
- — текстиль (сумки, одежда),
-мебель (фасады шкафов, комоды, тумбочки и т.д.)
Предварительная подготовка поверхности
Предварительная обработка поверхности обязательно должна начинаться с обезжиривания спиртом, если нужно — то грунтовки и фонового окрашивания. Если работа запланирована не на стеклянной или керамической поверхности, то нужно нанести перед точкованием 1-2 слоя акрилового лака — так краска будет ложиться ровнее и держаться дольше, а оттенки и тона будут более насыщенными.
Точки могут наноситься разными способами:
- непосредственно через узкий удлиненный «носик» тюбика с краской (либо через подходящую насадку);
- с помощью спицы, иглы, торцевой части кисточки или карандаша, других подручных предметов.
Откуда берутся узоры?
Художественный талант, к сожалению, есть не у каждого, поэтому секреты возникновения узоров у любого мастера свои. Один может импровизировать без предварительных эскизов, отталкиваясь от формы предмета и собственной фантазии. Другой продумывает и прорисовывает будущую композицию, а затем переносит набросок на рабочую поверхность.
Есть и третий путь — для тех, кто не умеет рисовать, но очень хочет приобщиться к этому занятию: можно использовать в работе трафареты или схемы рисунков. Для непрозрачных поверхностей (дерево, пластмасса, металл, кожа) подойдут трафареты — их можно приобрести в специализированных магазинах или изготовить самому из пластиковой папки или плотной бумаги. Прозрачная поверхность упрощает задачу — можно использовать любые схемы, орнаменты или понравившиеся рисунки, закрепляя их с обратной стороны изделия.
В качестве схем для точечной росписи можно использовать:
- схемы для вышивки крестиком или мозаичного плетения бисером;
- красивые узоры на тканях (шейные платки в восточном, марокканском или африканском стиле, имитация окраски различных животных, цветочные мотивы и т.д.);
- ажурные салфетки, вязанные крючком, или схемы для их вязания;
- этнические орнаменты и узоры, распечатанные в подходящем размере на бумаге (можно воспользоваться книгами по традициям и этнической вышивке;
- бумажные салфетки или декупажные карты.
Вдохновение в поиске схем и орнаментов можно поискать культурах разных народов: восточные мечети славятся своими растительными орнаментами, в кафедральных соборах можно можно позаимствовать узоры из витражных роз. Много полезной информации и схем можно найти в разных книгах по истории и построению орнамента у разных народов.
Точечная роспись контурами: готовые схемы и трафареты
В зависимости от формы и размера предмета, стоит подбирать рисунок. Самыми простыми в исполнении и универсальными по назначению являются простые геометрические формы.
Если вы никогда раньше не занимались точечной росписью, начните с выведения кругов на плоской поверхности прямоугольной формы — обложке для паспорта или чехла для мобильного телефона.
Составляя орнамент из простых фигур – кругов, треугольников, квадратов и линий разных цветов, можно добиться очень интересных результатов. Для достижения максимального эффекта надо лишь правильно подобрать цвета контуров.
Более сложные в исполнении круговые и линейные орнаменты. Для их выполнения поверхность изделия сначала необходимо подготовить — нанести карандашом едва заметные линии разметки. Если работа предстоит на прозрачной стеклянной поверхности, можно закрепить эскиз рисунка с обратной стороны с помощью скотча.
Техника витража и его виды
- пескоструйный;
- спечной (фьюзинг);
- расписной;
- мозаичный;
- свинцово-паечный;
- травленый;
- наборный;
- фацетный.
- Пескоструйный витраж изготовляется из группы стекол, которые называют филенками. Работа выполняется при помощи пескоструйной обработки. При этом филенки объединены общей смысловой и композиционной идеей.
- Спечной витраж, по-другому фьюзинг, подразумевает использование техники, когда рисунок создают благодаря совместному запеканию фрагментов цветного стекла или же впеканием в стекло других элементов: металлических, проволоки и т. д.
- Расписной витраж оправдывает свое название. При изготовлении его стекла украшают росписью, иногда декорируют фацетными, прессованными, гранеными стеклами.
- Мозаичный витраж собирается из фрагментов стекол, из которых выкладывают орнамент. Иногда элементы, составляющие его, предварительно отливают в форму, а затем используют.
- Свинцово-паечный представляет собой классическую технику витража. Она появилась раньше других — еще в средние века, и стала основой для других видов витража. Как видно из названия, работу делают из фрагментов стекол, объединяют их в свинцовую оправу, которую в стыках запаивают.
- Травленый создается из группы стекол, которые выполняются в едином техническом приеме и относятся к общей технике травления. Также их объединяет общая смысловая и композиционная идея.
- Наборный витраж создается из кусочков нарезанных стекол, которые даже не расписаны. Поэтому это один из самых простых видов витража.
- Фацетный выполняется из полированных, шлифованных, объемных стекол или из таких, которые имеют огранку. Так как здесь используют толстое стекло, поэтому готовые детали нужно собирать в очень прочную оправу (обычно она медная или латунная). Часто такой витраж используют для устройства мебельных дверок, в межкомнатных дверях.