Утварь. глиняная посуда. керамическая посуда древней руси

Металлические котлы

Особенно часто археологи находят котлы для варки пищи, сделанные из железа, бронзы или меди. Технология изготовления была следующей: мастера брали несколько металлических пластин, соединяли их заклёпками и закрепляли конструкцию дужками в виде полусфер. Примечательно, что подобный метод производства был распространён не только среди соседних северных народов, таких как марийцы, коми-пермяки и карелы, но и у южных кочевых племён – торков, половцев и печенегов. Многие исследователи сходятся во мнении, что часть котлов, принадлежащая кочевым племенам, была изготовлена древнерусскими мастерами.

Несмотря на единую технологию изготовления, котлы различались по своему строению. Учёным известны сферические, цилиндрические и усечённо-конические котлы. При раскопке могильных курганов, археологи обнаружили множество железных котлов, что указывает на их несомненную ритуальную функцию. Лучшие экземпляры, датированные X веком, были обнаружены во время археологических исследований захоронений у сёл Заозёрье, Рыбежна, Кириллино и Приладожье. Советский и российский археолог Б.А. Рыбаков (1908-2001) в своей работе 1949 года указывал, что аналогичный котёл усечённо-конической формы, датированный серединой X века, был обнаружен во время раскопок Чёрной могилы в Чернигове.

Другой выдающийся историк и археолог В.И. Сизов (1840-1904) зафиксировал железный клёпаный котёл, найденный при раскопках Гнездовского могильника, датированного второй половиной X – началом XI века. В том же могильнике обнаружили клёпаный железный экземпляр, выполненный в форме низкого цилиндра с ручкой, сохранившейся в великолепном состоянии. При раскопках могильного кургана близ деревни Сязнига в Приладожье был обнаружен котёл аналогичный гнездовскому. Зачастую вместе с котлами хоронили и крюки с цепями, на которых эти котлы подвешивали над очагом.

Котелки и котлы, сделанные из бронзы, попадаются археологам несколько реже. При раскопках культурных слоёв городища Сатинка, находящегося в Тульской области, было обнаружена два бронзовых котелка, исполненных в форме цилиндров. У этих котлов довольно плоский бортик, а дно утолщено. Несмотря на то, что сами котелки изготовлены из бронзы, их ручки были сделаны из железа. Владимир Сизов в своей работе 1902 года описал медный котелок, выполненный в форме цилиндра, обнаруженный в Гнездовском могильнике. На этом котелке не сохранились места петель, к которым должны были крепиться ручки. Учёный отнёс эту находку к XI веку.

Во время археологических исследований Вщижского городища были найдены два крупных медных котла, сохранивших ручки и железные ушки-петли. Анализ показал, что их стенки были сделаны из отдельных кусков листовой меди, в то время как днище изготовлено из цельного медного листа. Внутренняя сторона котлов сохранила следы лужения. По мнению Бориса Рыбакова, эти котлы были изготовлены в XIII веке и предназначались для приготовления пищи.

Советский археолог А.Л. Монгайт (1915-1974) отдельно отмечал медный котёл, найденный в 1888 году в культурных слоях Старорязанского городища. Днище этого котла было изготовлено из цельного листа бронзы. Учёный также считал, что котлы повсеместно использовали как хранилища для кладов. Примером может послужить Щигровский клад.

Как правило, в городских культурных слоях находят лишь тонкие листы бронзы, оставшиеся от котлов.

Заслуженный деятель науки Российской Федерации С И. Кочкурина (1940) выделяла бронзовый котелок XI века, найденный в Карелии. Его особенность заключается в том, что в отличие от всех котлов, перечисленных выше, этот артефакт литой.

Достоин упоминания бронзовый котёл, датированный более поздним периодом, который был отмечен в работе историков А.А. Горбенко (1948-2017) и В.А. Кореняко (1952-2016) 1975 года. Этот бронзовый усечённо-конический котелок, сделанный из цельного куска металла, обнаружили под Азовом во время раскопок кочевнического погребении XIII-XIV века. Ручка, петли и цепь с крюком для подвешивания котла над огнём были сделаны из железа.

Все найденные вышеперечисленные котлы были изготовлены по довольно традиционной форме. К сожалению, обнаруженных материалов не хватает для того чтобы отследить эволюцию технологии изготовления котлов в деталях.

Лайфхак от прабабушек по мытью посуды

Мало кто любит мыть посуду с узким горлом. Для этих целей на кухне всегда имеется ёршик, но даже он не всегда справляется на «отлично» с поставленной задачей. В отсутствие специальных приспособлений наши прародительницы не печалились, а включали смекалку и находчивость. Благодаря элементарной наблюдательности они додумались листьями овощных культур, которым присущи характерные колючие ворсинки (тыквы, кабачков) наполнять загрязненные ёмкости. После этого посуду наполняли водой и тщательно взбалтывали. Все гениальное – просто!

Это лишь немногое из того, что окружало наших предков в повседневности, что помогало им справляться с необходимыми задачами в быту. Но даже эта информация позволяет хоть ненадолго заглянуть краем глаза в те времена, когда у каждой избы был свой дух, в каждом доме чтили семейные ценности, а люди были гостеприимными, радушными, трудолюбивыми и открытыми. Вот почему нужно знать такие исторические детали и уважать прошлое своего народа.

Копейка

Копейка. Аверс

Копейкой на Руси называлась разменная монета, никогда не менявшая номинал – она всегда (и по сей день) составляла 1/100 от рубля. С 1535 года в России начали чеканить монету, на которой был изображен Георгий Победоносец (в просторечии его называли «Егорий», «всадник», «ездец») с копьем в руке – отсюда и «копейка».

Копейка как денежная единица всегда имела для русских особое значение – не случайна поговорка «копейка рубль бережёт». В России даже есть несколько памятников копейке. Несмотря на то, что сегодня копейка в расчетах почти не употребляется, её не собираются выводить из денежного обращения.

Адаптация к внешней среде

Изменение строения листьев выполняет не только защитные функции, но и позволяет запасать впрок влагу и питательные вещества. Зубчики по краям конденсируют водяной пар и образуют капли росы. Выработка ароматических масел, ядовитых веществ и летучих феромонов отпугивает травоядных животных и позволяет сохранять вид. Основные метаморфозы представлены в форме таблицы:

http://textman.ru/sovety/2018/07/04/101572/http://russian_latvian.academic.ru/89334/%D0%BC%D1%83%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2http://autogear.ru/article/346/473/mutovchatoe-listoraspolojenie-osobennosti-i-primeryi/http://animals-world.ru/organy-rasteniya-list/http://nauka.club/biologiya/listoraspolozhenie.html

Фотосинтез

В хлоропластах клеток мякоти (особенно столбчатой паренхимы) на свету происходит процесс фотосинтеза. Сущность его заключается в том, что зеленые растения поглощают солнечную энергию и из углекислого газа и воды создают сложные органические вещества. В атмосферу при этом выделяется свободный кислород.

Созданные зелеными растениями органические вещества являются пищей не только для самих растений, но и для животных и человека. Таким образом, жизнь на земле зависит от зеленых растений.

Весь кислород, содержащийся в атмосфере, имеет фотосинтетическое происхождение, он накапливается за счет жизнедеятельности зеленых растений и его количественное содержание благодаря фотосинтезу поддерживается постоянным (около 21%).

Используя углекислый газ из атмосферы для процесса фотосинтеза, зеленые растения тем самым очищают воздух.

Клеточное строение листа

Лист, как и все другие органы растения, имеет клеточное строение. Верхняя и нижняя поверхности листовой пластинки покрыты кожицей. Живые бесцветные клетки кожицы содержат цитоплазму и ядро, располагаются одним сплошным слоем. Наружные оболочки их утолщены.

Устьица — органы дыхания растения

В кожице находятся устьица — щели, образованные двумя замыкающими, или устьичными, клетками. Замыкающие клетки имеют полулунную форму и содержат цитоплазму, ядро, хлоропласты и центральную вакуоль. Оболочки этих клеток утолщены неравномерно: внутренняя, обращенная к щели, толще, чем противоположная.

Изменение тургора замыкающих клеток меняет их форму, благодаря чему устьичная щель бывает открыта, сужена или полностью закрыта в зависимости от условий окружающей среды. Так, днем устьица открыты, а ночью и в жаркую сухую погоду — закрыты. Роль устьиц заключается в регуляции испарения воды растением и газообмена с окружающей средой.

Устьица располагаются обычно на нижней поверхности листа, но бывают и на верхней, иногда они распределены более или менее равномерно по обе стороны (кукуруза); у водных плавающих растений устьица расположены только на верхней стороне листа. Число устьиц на единице площади листа зависит от вида растений, условий роста. В среднем их 100—300 на 1мм 2 поверхности, но может быть и значительно больше.

Мякоть листа (мезофил)

Между верхней и нижней кожицей листовой пластинки располагается мякоть листа (мезофил). Под верхним слоем находится один или несколько слоев крупных прямоугольных клеток, которые имеют многочисленные хлоропласты. Это столбчатая, или палисадная, паренхима — основная ассимиляционная ткань, в которой осуществляются процессы фотосинтеза.

Под палисадной паренхимой находится несколько слоев клеток неправильной формы с большими межклетниками. Эти слои клеток образуют губчатую, или рыхлую, паренхиму. В клетках губчатой паренхимы содержится меньше хлоропластов. Они выполняют функции транспирации, газообмена и запасания питательных веществ.

Мякоть листа пронизана густой сетью жилок, сосудисто-волокнистых пучков, осуществляющих снабжение листа водой и растворенными в ней веществами, а также отведение из листа ассимилянтов. Кроме того, жилки выполняют механическую роль. По мере отхода жилок от основания листа и приближения их к вершине, они утончаются за счет ветвления и постепенного выпадения механических элементов, затем ситовидных трубок, наконец, трахеид. Мельчайшие разветвления у самого края листа обычно состоят только из трахеид.

Микроскопическое строение листовой пластинки существенно меняется даже в рамках одной систематической группы растений, в зависимости от разных условий произрастания, прежде всего, от условий освещения и водоснабжения. У растений затененных мест часто отсутствует палисадная перенхима. Клетки ассимиляционной ткани имеют более крупные палисады, концентрация хлорофилла в них выше, чем у светолюбивых растений.

Миска

Миски — небольшие глиняные или деревянные мисочки для индивидуального пользования. Существовали специальные «постные» миски, которые вместе с подобными горшками и ложками употреблялись только в постные дни. В свадебной обрядности северных губерний миску заодно со свадебным хлебом и другими предметами утвари зашивали в скатерть, которую молодые должны были расшить после посещения бани. С помощью миски гадали: миску с водой, на которой складывался «мост» из соломы, перед сном девушка ставила в изголовье кровати или под нее, прося своего будущего мужа провести ее через мост. В день Андрея Первозванного, 30 ноября (13 декабря), миску с кашей девушки устанавливали на воротах и шептали: «Сужене и гужене, ходи со мною кашу ести!» — после чего им должен был привидеться образ жениха. Известно использование миски в народной медицине. Во время особого вида лечения — «обрызгивания» — в пустой избе ставилась миска с водой, по углам раскладывались соль, зола, уголь. Человек, пришедший к знахарю для лечения, должен был лизать разложенные по углам предметы и запивать их водой из миски. В это время знахарь читал наговоры. На третий день человеку давалась громовая стрела и словесно передавались наговоры. При лечении соняшницы (брюшная болезнь) знахарь просил миску, в которую «вошло бы три штофа воды», пеньку и кружку. Миску с водой ставил больному на живот, пеньку зажигал и обматывал ею больного. После чего опускал пеньку в кружку, а кружку ставил в миску и читал наговоры. Крики больного во время совершения лечения приписывались «удалению нечистой силы». После окончания лечения знахарь давал больному выпить воды. Термин миска известен с глубокой древности. В XII в. большую общую миску, из которой ели несколько человек, Даниил Заточник называл «солилом». В XVIII-XIX вв. термин миска был распространен по всей России. В это время миской иногда стали называть и другие предметы утвари — блюдо, тарелку, чашу.

Изба

Войдём в жилище простого человека, жившего на Руси в средние века. Что же мы увидим? Её убранство простое и непритязательное. В углу стоит печь, которая создаёт в доме тепло и уют. Как правило, на ней спит хозяин жилища, а когда он отсутствует по рабочим вопросам – его дети. Недалеко от печурки можно заметить «красный угол» русской избы. На этом месте стоит несколько икон и образов, дорогих для живущих здесь людей.

Утром и вечером, а порой и в течение дня подходит человек к образам, чтобы попросить Бога о помощи и отпустить свои грехи. Угол этот, как правило, находится недалеко от окон, чтобы на иконы попадало достаточно дневного света.

В другой стороне жилища увидим мы стол, за которым собирается вся семья. Он очень простой и грубый, сколоченный из дерева, вероятно, даже хозяином. Стол окружён длинными лавками, которые днём служат табуретами, а по ночам – постелью для всех, населяющих дом. И жена, и дети, и помощники по хозяйству ложатся с темнотой на эти скамьи, укрываясь тонкими простынями, скатертями или, в лучшем случае, одеялами.

С потолка избы свисает несколько лампадок и свечей, зажигаемых в тёмное время суток и совсем ненадолго. Экономность – одно из важнейших качеств крестьянской семьи

Более на самом деле и не на что обратить внимание случайно вошедшему в избу гостю. Но давайте рассмотрим домашний очаг крестьянина поподробнее

Кухонная утварь

Снабжает семью пропитанием жена хозяина, или хозяйка. Старинные предметы быта представляют особый интерес, ведь для приготовления пищи женщине требовалось мало посуды. Каждый день она использовала сито, ступу и многочисленные горшки.

Знаете ли вы, что почти вся еда раньше готовилась именно в горшках за неимением кастрюль, сковородок и прочих современных устройств?

Тяжело было хозяйке справляться с кулинарной деятельностью одной, потому нередким явлением было проживание в доме ещё нескольких человек, главной из которых была кухарка. Она помогала матери варить пищу, стирать, заниматься шитьём и даже приглядывала за хозяйскими детьми.

Чтобы приготовить, например, крупу, требовалось долго и усердно толочь её в ступке, а сито использовалось для избавления от лишней жидкости в блюдах. Хозяин, приходя на обед после утомительной работы, видел на столе множество горшочков с самыми разными снастями и обязательный предмет сервировки — солоницу. Первым ел мужчина, а после – жена и дети за отдельным столом.

За плотным обедом следовал чай. Для этого грели известный каждому ребёнку самовар. Его, как правило, приносили на стол после основного приёма пищи. К горячим напиткам прилагались сушки, баранки, различная выпечка, которую умела готовить женщина.

После «чаепития» глава семейства снова уходил в поле, и в этот раз давайте проследуем за ним, чтобы изучить его орудия труда.

Прялка

Веретено, прялка, были в каждом доме и являлись
орудием женского труда.

Прядение – занятие сезонное. Начиналось оно по
окончании сельскохозяйственных работ и заканчивалась на масленицу. Казачки
часто собирались вместе в одном курене, пели песни, вспоминали молодость,
обучали ремеслу малолетних девочек. Девочки приучались к работе с раннего
детства, ребёнок на примере видел, что жизнь его родителей — это постоянный
труд. В летний период работа на поле, в зимний — ремесло. Девушки на выданье
собирались отдельно с прялками и веретёнами, пряли, вышивали, готовили себе
приданое. В качестве гостей сюда приходили казаки, знакомились с девушками,
выбирали себе невест.

Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить
получалась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь сильнее – она оборвется, а
чуть слабее – будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной
длины, пряха сматывала ее на веретено и повторяла всю операцию сначала. Самая
искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот
метров пряжи. А чтобы получить хотя бы 15 метров ткани, нужно
было изготовить не менее 20 тысяч метров пряжи! Поэтому прясть и готовить себе
приданое девушки начинали уже с 6-8 лет. А с возрастом они полностью осваивали
это мастерство и становились искусными прядильщицами.

Держится прялка на четырех ножках. К двум из них
прикреплена «педаль», это очень важная часть, так как она приводит в движение
весь этот несложный механизм через соединение с колесом. Между стояков
укреплено вращающееся колесо, состоящее из 2-х частей, скрепленных по принципу
пазов, с 11 деревянными фигурными спицами. Само колесо должно быть достаточно
большим, потому что его величина влияет на скорость вращения другого механизма
– катушки. Катушка соединяется с колесом капроновой нитью, которая опоясывает
колесо. При работе пряхе не надо было рукой вращать веретено для скручивания
нити, теперь достаточно было нажатием ноги привести в движение колесо
самопрялки и нить, скручиваясь, наматывалась на катушку.

Прялка была одним из самых уважаемых предметов в доме.
Наверное, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так любовно, как
прялка, а это значит, что люди в старину думали о том, чтобы предметы быта были
красивыми. Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую
избу, но и согревал душу пряхе.

Есть немало пословиц о прялке, вот некоторые из них: «У ленивой пряхи и про себя нет рубахи», «Прялка не Бог, а рубаху дает», «Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом».

11.

Прялка
Важной составляющей русского быта была прялка. В древней Руси ее так же называли «пряслице», от слова «прясть»

Популярными были прялки-донца, имеющие вид плоской доски, на которую садилась пряха, с вертикальной шейкой и лопатью. Верхняя часть прялки обильно украшалась резьбой или росписью. В начале 14 века в Европе появились первые самопрялки. Они имели вид колеса, расположенного перпендикулярно полу и цилиндра с веретеном. Женщины, одной рукой подавали к веретену нити, а другой прокручивали колесо. Такой способ скручивания волокон был проще и быстрее, что значительно облегчало работу.

Интересности
26 марта, 2018
8 994 просмотра

Опарница

Опарница — керамическая посудина, горшок, в котором готовится опара под кислое тесто. Посуда для подготовки опары и выхаживания теста на пироги, белые булки, блины, представляла собой глиняный сосуд, круглый, с широким горлом и слегка зауживающимися к поддону стенками. С внутренней стороны опарник был покрыт глазурью. Высота опарника колебалась от 25 до 50 см, диаметр горла от 20 до 60 см. Форма была удобна для замешивания опары и теста как рукой, так и мутовкой. Для приготовления опары в теплую воду закладывали закваску (как правило, тесто, оставшееся от предыдущей выпечки), перемешивали с половиной муки, необходимой для изготовления хлеба или пирогов, и оставляли в теплом месте на несколько часов. После закисания опару, если она была предназначена для выпечки ржаного хлеба, перекладывали в дежу, квашню, добавляли муку, месили и, закрыв плотно крышкой, ставили в теплое место. Если опара ставилась для пирогов, то ее оставляли в опарнике, добавляли муку, яйца, сметану, месили и оставляли подходить. В народном сознании слово «опара» осмыслялось как незаконченное, не доведенное до конца дело. При неудачном сватовстве обычно говорили: «С опарой воротились», а если сваты заранее знали, что в сватовстве им откажут, то говорили: «За опарой поехали». Термин бытовал на всей территории России.

Несет в себе энергетику жизни

В Библии рассказывается о Древе жизни, которое положило начало всему живому, в том числе человеческому роду. Деревья и сейчас ярко демонстрируют цикл нашего существования — расцветая весной и сияя буйством зелени летом, а также сбрасывая осенью листья и засыпая зимой, чтоб по весне проснуться с новыми силами.

Считается, что эти огромные растения обладают сильной энергетикой, ведь впитывают в себя силу земли, воды и солнца. Поэтому посуда из такого материала — это источник энергии, ведь какой ещё предмет в доме ближе к окружающей среде, чем этот?

Черпая еду с деревянной посуды мы с пищей получаем не только физическую силу, но также ещё и духовную. Таким образом жизненная энергия, которая хранится в такой посуде, передаётся тому, кто использует её.

4.

Серп и жернова
Во все времена хлеб считался главным изделием русской кухни. Муку для его приготовления извлекали из собранных зерновых культур, которые ежегодно высаживались и вручную собирались. Помогал им в этом серп — приспособление, имеющее вид дуги с заточенным лезвием на деревянной ручке.
По мере необходимости собранный урожай крестьяне перемалывали в муку. Этому процессу способствовали ручные жернова. Впервые, подобное орудие было обнаружено во второй половине 1-го века до н.э. Ручной жернов имел вид двух кругов, стороны которых плотно прилегали друг к другу. Верхний слой имел специальное отверстие (в него засыпали зерно) и ручку, с помощью которой вращалась верхнюю часть жернова. Изготавливалась такая утварь из камня, гранита, дерева или песчаника.

Система выделения — опадание листьев (листопад)

Биологическим приспособлением растений к защите от испарения является листопад — массовое опадение листьев на холодное или жаркое время года. В умеренных зонах деревья сбрасывают листья на зиму, когда корни не могут подавать воду из замерзшей почвы, а мороз иссушает растение. В тропиках листопад наблюдают в сухой период года.

Подготовка к сбрасыванию листьев начинается при ослаблении интенсивности жизненных процессов в конце лета — начале осени. Прежде всего происходит разрушение хлорофилла, другие пигменты (каротин и ксантофилл) сохраняются дольше и придают листьям осеннюю окраску. Затем у основания черешка листа паренхимные клетки начинают делиться и образуют отделительный слой. После этого лист отрывается, а на стебле остается след — листовой рубец. Ко времени листопада листья стареют, в них скапливаются ненужные продукты обмена веществ, которые удаляются из растения вместе с опавшими листьями.

Все растения (обычно это деревья и кустарники, реже — травы) делятся на листопадные и вечнозеленые. У листопадных листья развиваются в течение одного вегетационного сезона. Ежегодно с наступлением неблагоприятных условий они опадают. Листья вечнозеленых растений живут от 1 до 15 лет. Отмирание части старых и появление новых листьев происходит постоянно, дерево кажется вечнозеленым (хвойные, цитрусовые).

Зеркало

 Зеркала в интерьерах богатых казачьих домов появляются в 19 веке. Зеркала в то время были в домах только зажиточных казаков

Обратите внимание на это зеркало 19 века, на резьбу по дереву, какая изящная рама украшает это зеркало

В начале 20 века они повсеместно распространены и среди рядовых казаков. Обычно их вешали между простенками, под которыми помещались небольшие столики.

«А что касается зеркал…»

Существуют поверья и мифы, что в зеркале не отражаются вампиры, привидения. Возможно это связанно с тем что в древности люди верили что зеркала не только отражают внешний вид человека, но и его душу, а так же могут ее хранить в себе. Таким образом, лишенные по легендам души, вампиры, не могли отражаться в зеркалах.

Количество суеверий, связанных с зеркалами в России уступает только количеству китайских примет по тому же поводу. В разных областях России традиции использования зеркал в гадании приобрели прямо противоположные знаки. На юге на черном зеркале привораживают любовь, в северных губерниях — болезнь недруга. Сходятся только в одном: разбить зеркало — к смерти или, как минимум, семи годам несчастий. Мало кто знает простой и действенный способ «откреститься» от грядущих неприятностей. Разбитое зеркало надо с почетом: похоронить, искренне извиняясь перед ним за свою неуклюжесть.

На Руси почти до конца XVII века зеркало считалось заморским грехом. Люди благочестивые его избегали. Церковный собор 1666 года взял да и запретил духовным лицам держать в своих домах зеркала. В России первый зеркальный завод завели в Киеве по указу Петра I. В первой половине XIX века зеркало уже является неотъемлемым предметом интерьера богатых домов. Дело в том, что в то время производство зеркал было очень вредным из-за паров ртути, которую содержала амальгама (только в середине XIX в. ртутную амальгаму заменила серебряная); производство зеркал было не только вредным, но и весьма трудоемким и длительным. Все это существенно влияло на стоимость зеркал.

Но в XIX веке происходит некоторое стирание очень резкого отличия и зеркало повсеместно появляется в жилых комнатах и т.д.

На Руси зеркала наделялись магическими свойствами: ни одно святочное гадание не обходилось без ровной зеркальной глади, повторяющей трепет огонька свечи. Молодые девушки старались увидеть в отражении своего суженого.

2.

Садник
Одним из наиболее важных предметов народного хозяйства на Руси считался садник. Он имел вид плоской широкой лопаты на длинном черенке и предназначался для отправки хлеба или пирога в печь. Русские мастера изготавливали предмет из сплошного куска древесины, преимущественно осины, липы или ольхи. Найдя дерево нужного размера и подходящего качества, его раскалывали на две части, высекая из каждой по одной длинной доске. После чего их гладко остругивали и чертили контур будущего садника, стараясь убрать всевозможные сучки и зазубрины. Вырезав нужный предмет, его тщательно зачищали.

Испарение воды листьями (транспирация)

Кроме фотосинтеза и газообмена в листьях происходит процесс транспирации — испарения воды листьями. Основную роль в испарении выполняют устьица, частично в этом процессе принимает участие и вся поверхность листа. В связи с этим различают устьичную транспирацию и кутикулярную — через поверхность кутикулы, покрывающей эпидермис листа. Кутикулярная транспирация значительно меньше устьичной: у старых листьев 5-10% общей транспирации, однако у молодых листьев, имеющих тонкую кутикулу, может достигать 40-70%.

Поскольку транспирация осуществляется в основном через устьица, куда проникает и углекислый газ для процесса фотосинтеза, существует взаимосвязь между испарением воды и накоплением сухого вещества в растении. Количество воды, которое испаряется растением для построения 1г сухого вещества, называется транспирационным коэффициентом. Величина его колеблется от 30 до 1000 и зависит от условий роста, вида и сорта растений.

На построение своего тела растение использует в среднем 0,2% пропускаемой воды, остальная расходуется на терморегуляцию и транспорт минеральных веществ.

Транспирация создает сосущую силу в клетке листа и корня, поддерживая тем самым постоянное передвижение воды по растению. В связи с этим листья получили название верхнего водяного насоса в отличие от корневой системы — нижнего водяного насоса, который нагнетает воду в растение.

Испарение защищает листья от перегревания, что имеет большое значение для всех процессов жизнедеятельности растения, особенно — фотосинтеза.

Растения засушливых мест, а также в сухую погоду испаряют больше воды, чем в условиях повышенной влажности. Регулируется испарение воды кроме устьиц защитными образованиями на кожице листа. Эти образования: кутикула, восковой налет, опушение из различных волосков и др. У растений-суккулентов лист превращается в колючки (кактусы), а его функции выполняет стебель. Растения влажных мест обитания имеют крупные листовые пластинки, на кожице нет защитных образований.

При затрудненном испарении у растений наблюдается гуттация — выделение воды через устьица в капельно-жидком состоянии. Это явление происходит в природе обычно утром, когда воздух приближается к насыщению водяными парами, или перед дождем. В условиях лаборатории гуттацию можно наблюдать, накрыв молодые проростки пшеницы стеклянными колпаками. Через короткий срок на кончиках их листьев появляются капельки жидкости.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дуэт-дом
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: