Введение
Во всем мире не найдется человека, который бы за свою жизнь не столкнулся с мелом. В миллионах классов на Земле школьники пишут мелом на доске. А что бы делал учитель без мела? Каждый из нас хорошо представляет себе обычный, ничем не примечательный школьный мелок. И не только представляет, но и не раз держал в руках во время учёбы. А сколько истин было открыто с помощью кусочка мела, сколько совершено открытий! И до сих пор школьный учитель, держа в руке незаметный, но в тоже время незаменимый кусочек мела, совершает чудеса.
В настоящий момент еще не найдена альтернатива известкового мела (восковый мел не подходит для использования на школьных досках). Сейчас в школах появляются интерактивные, маркерные доски и другие средства обучения. Однако школьный мел как существовал много сотен лет в школах, так и остался до сих пор. Качество школьного мела это проблема любого учебного заведения. Наша школа не является исключением. Я решила выяснить причину того, отчего школьный мел то сыпется, то оставляет чуть заметный след, а чаще царапает доску.
Актуальность работы заключается в том, что мел, используемый потребителем, отличается по качеству. А всегда ли качество связано с безопасностью для здоровья?Проблема: низкое качество школьного мела может привести к заболеваниям учащихся и педагогов.Цель: Изучение физических и химических свойств и влияние на организм человека школьного мела.
Задачи:
1. Собрать достоверную информацию о происхождении, составе, свойствах и применении школьного мела.
2. Провести эксперименты по изучению качественного и количественного состава различных сортов школьного мела, пригодности для использования.
3. Провести социологический опрос на выявление действия мела на организм человека.
4. Оценить влияние мела на здоровье человека.
В ходе работы использованы следующие методы исследования:
— поиск и анализ достоверной информации из достоверных источников;
— химический эксперимент;
— анкетирование учителей и анализ результатов.
Раскисление мелом
Мел работает как удобрение – не только раскисляет почву, но и обогащает ее кальцием, кремнием, магнием. На грядки его закладывают весной, под плодовые деревья – осенью.
Действует мягко (не так сильно, как известь), поэтому его чаще используют на слабокислых участках. Если кислотность сильно завышена, придется вносить мел чаще
Но важно не переборщить: передозировка приводит к накоплению кальция. Он не вымывается водой и угнетает корневую систему. Мел также разрыхляет тяжелый грунт, улучшая его структуру и влагопроницаемость
Мел также разрыхляет тяжелый грунт, улучшая его структуру и влагопроницаемость.
Существует 3 вида мела:
- Природный – присутствует в земле. Большинство огородников сходится во мнении, что в нем содержится много минеральных примесей, избыток которых причиняет вред. Чтобы культуры нормально развивались, следует добавлять органику. Тогда бактерии переведут элементы в доступную форму.
- Технический – предназначен для строительства. В составе есть химические добавки. Нежелательно, чтобы они попадали в почву. Однако многие садоводы пользуются данной разновидностью и отмечают положительный эффект.
- Садовый – данный мел оптимален для растений, посаженных на огороде или в теплице. Он синтезирован из известняковых удобрений, насыщен макро- и микроэлементами.
Перед использованием мел просеивают, разбивают комочки. Для применения в садоводстве частички должны быть не более 1 мм в диаметре, иначе результата придется ждать слишком долго. Потом их разводят в воде.
В жидком виде мел проникает глубже, подавая питательные вещества к корневой системе. Поверхность почвы поливают раствором, после чего перекапывают на глубину штыковой лопаты.
Количество (кг на м²):
- кислая – 0,3;
- среднекислая – 0,2;
- слабокислая – 0,1.
Для укрепления рассады и стимулирования ее развития немного мела засыпают непосредственно в лунку при посадке. Он стимулирует рост корней и защищает их от болезнетворных бактерий.
Физико-химические характеристики
В зависимости от своеобразия месторождений, в природных свойствах мела могут быть значительные отличия. Существенно влияет на минерал влажность воздуха. Он в воде не растворяется, а формует суспензию. Карбонат кальция при впитывании влаги свою прочность теряет. Пластичность материала при этом значительно увеличивается.
Это вносит серьезные проблемы в переработку и добычу мела, он прилипает к ковшу экскаватора. Имеет незначительную морозостойкость. После размораживания он распадается на большое число мелких отдельных частиц. Данное свойство применяют в сельском хозяйстве для снижения кислотности почвы.
Применение и добыча
Как делают мел? В основном его получают путем карьерных открытых разработок. Добытые глыбы крошат, затем погружают в воду. При беспрестанном размешивании частички кальция всплывают на поверхность. Их высушивают и используют для разнообразных целей. Кстати, в виде кладочного сырья мел применять неразумно, так как у него малая твердость.
Камни, которые не прошли подобную переработку, отправляют на обжиг. В результате образуется известь, которую долгое время использовали для побелки потолков внутри строений. Сегодня такая сфера применения почти отсутствует, так как были созданы иные отделочные материалы.
Нынче мел добавляют в разные цементные смеси для того, чтобы придать им дополнительную мягкость. Также минерал востребован при создании стекла, пластмасс, резины, каучука, смесей композитных и лакокрасочных материалов.
В огромных количествах породу применяют в ковровой и линолеумной промышленности. С его помощью регулируют вязкие качества латексного клея, улучшают теплосберегающие свойства изделий, придают им прочность.
Кальций необходим для изготовления удобрений почвенных и комбикормов. Порошок меловой – это база для создания многих косметических средств: помады губной, пудры, кремов. Сложно представить функционирование бумажной и картонной промышленности без этого материала.
Вопрос №21
Эта московская улица находится в районе древнего московского урочища Болото. Ее название тюркского происхождения означает «грязь, болото, трясина, влажная земля, глина». Выберите из списка название этой улицы.
- а. Балчуг.
- б. Теплый Стан.
- в. Ордынка.
- г. Маросейка.
Правильный ответ: а
В самом центре Москвы расположилась одна из самых древних улиц столицы – улица Балчуг. Она тянется от Раушской до Садовнической набережной. Ограниченная Москвой-рекой с одной стороны и Водоотводным каналом с другой стороны, улица Балчуг является, к тому же, и одной из самых коротких в столице. Ее протяженность составляет всего 250 метров. По одной из версий, свое название улица получила от слова тюркского происхождения, обозначающего «болото, грязь, глина». Это связано с тем, что современная улица расположена на территории древнего урочища Болото. Пойма реки в этом месте очень низкая, поэтому сильные дожди и паводки превращали улицу в настоящее непросыхающее болото с глинистой почвой.
Происхождение, свойства, применение мела
Мел — белая горная порода, мягкая и рассыпчатая. Мел не растворяется в воде.
Основу химического состава мела составляет карбонат кальция с небольшим количеством карбоната магния, но обычно присутствует и некарбонатная часть, в основном оксиды металлов. В составе мела обычно находится незначительная примесь мельчайших зёрен кварца и микроскопические псевдоморфозы кальцита по ископаемым морским организмам (радиолярии и др.) Нередко встречаются крупные окаменелости мелового периода: белемниты, аммониты и др. Его элементы относятся к семейству щелочноземельных металлов, которые составляют подгруппу периодической системы элементов. Мел, которым мы пишем на доске, состоит преимущественно из раковинок морских корненожек. В океанах и морях оседают на дно раковины отмерших корненожек. За тысячи и миллионы лет скопляются громадные толщи раковинок, которые впоследствии при геологических перемещениях земной коры могут оказаться на суше в виде меловых и известковых гор (например, на Украине). Таким образом, ничтожно малые по своим размерам и грандиозные по своей массовости простейшие входят в состав земной коры.
Сотни лет человек использует мел для различных целей. Мел, которым мы пользуемся в классе, смешивают со связующими примесями, чтобы он не крошился. Лучший мел для школы на 95% состоит из мела. Добавляя различные красители, можно получить мел любого цвета. Мел используется для письма на больших досках для общего обозрения (например, в школах). Формованный школьный мелок на 40 % состоит из мела (карбонат кальция) и на 60 % из гипса (сульфат кальция).
Мел — необходимый компонент «мелованной бумаги», используемой в полиграфии для печати качественных иллюстрированных изданий. Молотый мел широко применяется в качестве дешёвого материала (пигмента) для побелки, окраски заборов, стен, бордюров, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов.
Мел применяют в лакокрасочной промышленности (белый пигмент), резиновой, бумажной, в сахарной промышленности — для очистки свекловичного сока, для производства вяжущих веществ (известь, портландцемент), в стекольной промышленности, для производства спичек. В этих случаях обычно используют так называемый мел осаждённый, полученный химическим путём из кальцийсодержащих минералов.
При недостатке кальция медицинский мел может быть прописан как добавка к пище.
Мел в числе других карбонатных пород в стекольном производстве применяется в качестве одного из компонентов шихты при варке стекла, вводимого в шихту в порошковом виде в количестве до 30 % от объема последней. Мел придает стеклу термическую стойкость, механическую прочность, устойчивость против химических реагентов и выветривания.
Удивительные животные
Выбери животное, которое обладает этой суперспобностью. Далее будут показываться суперспособности и животные, надо из них выбрать правильный ответ, с каждым выбором животного его карточка тускнеет. Можно выбирать в любом порядке, но не забывайте всех выбрать, иначе не получите 10 баллов. Для 1 класса вот такие ответы
Может не пить целый месяц — Верблюд
Меняет цвет по настроению — Хамелеон
Спит 9 месяцев в году — Сурок
Хорошо изображает любые звуки — Попугай
Поёт с помощью ног — Кузнечик
Защищается с помощью яда — Утконос
В других классах 2-6 могут быть дополнительные загадки.
Поднимает вес в сотни раз больше своего — Жук-носорог
Может использовать предметы, как человек — Шимпанзе
Пробует пищу ногами — Бабочка
Умеет летать задом наперёд — Колибри
Притча «Осел и колодец»
Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками — ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно похороню».
Недолго думая, он позвал своих соседей — все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец
Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец
Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину — каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!
Где применяется в строительстве
Мел строительный продается как в чистом виде, так и в сухих смесях. Для строительства предназначен комковый марок МК-1, МК-2, МК-3.
- Самая дешевая «марающаяся» водная краска – мел для побелки, колер которому добавляли синькой для белья. С появлением клея ПВА его стали добавлять для фиксации мела в окрасочном слое – так появился прообраз водоэмульсионной краски.
- Клеевую шпаклевку для стен готовили непосредственно перед нанесением, один из ее составов: олифа, клеевой раствор, мел.
- Венские белила, основу которых составляет мел, самая известная клеевая краска.
- Добавление к мелу олифы позволило создать знаменитую замазку стекол деревянных окон.
- Тонкодисперсный мел применяется как наполнитель в пластмассы и краски для экономии основного сырья и обеспечения таких качеств, как прочность, огнестойкость, цветность, износостойкость и других.
Вреден ли мел? Пожалуй, это — один из самых самый экологически чистых и безвредных строительных материалов.
- Строительные растворы
- Направление открывания входной группы
Притча о достоинстве
Один падишах прислал мудрецу три одинаковые бронзовые статуэтки и велел передать: – Пусть решит, кто из троих людей, чьи изваяния мы посылаем, достойный, кто так себе и кто низкий. Никто не мог найти никакой разницы между тремя статуэтками. Но мудрец заметил дырочки в ушах. Он взял тонкую гибкую палочку и воткнул её в ухо первой статуэтки. Палочка вышла через рот. У второй статуэтки палочка вышла через другое ухо. У третьей статуэтки палочка застряла где-то внутри. – Человек, который разглашает всё, что услышит, – безусловно, низок, – рассудил мудрец. – Тот, у кого тайна входит в одно ухо, а выходит через другое – человек так себе. Истинно же благороден же тот, кто хранит в себе все тайны. Так решил мудрец и сделал соответствующие надписи на всех статуэтках.
Список источников
1. Карцова А.А. Химия без формул. / А.А. Карцова; – СПб.: Авалон, 2005. С. 101-103.
2. Мел // Естествознание: Энциклопедический словарь / Сост. В.Д. Шолле. – М.: Большая российская энциклопедия, 2002. – 543 с.
3. Мел // Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Рус. яз., 1998 Т 4. – 688 с.
4. Ольгин О.М. Опыты без взрывов. / О.М.Ольгин; – М.: Химия, 1995. 136 с.
5. Справочник школьника. Химия / Сост. М. Кременчугская, С. Васильев. М.: Филолог, 1995. 380 с.
6. Степин Б.Д. Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. / Б.Д. Степин, Л.Ю. Алкберова. – М.: Химия, 1995. 270 с.
7. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия / Авт.-сост. Л.А. Савина. – М.: АСТ, 1995. – 448 с.
Как называется этот читальный зал?
Вопрос 1 Дорожка 2 Городские библиотеки
Алексей Лосев — выдающийся русский мыслитель и философ. Он родился в Новочеркасске, но большую часть жизни провел в Москве. С 1941 по 1988 год Алексей Федорович жил в доме на Арбате, где сейчас находятся музей и библиотека истории русской философии и культуры. Именно здесь философ создал многие из своих произведений. В библиотеке есть специальный зал, где научные работники, аспиранты и преподаватели могут познакомиться со всеми изданиями трудов Лосева.
Выбрать один правильный вариант из предложенных ответов:
- Педагогический
- Лосевский
- Философский
- Аспирантский
Кулответ поискал информацию в интернете:
По мнению Кулответа правильный вариант: Лосевский
Притча про начальника
Секретарь, менеджер и их босс шли все вместе на обед. Неожиданно в пути была обнаружена старая масляная лампа. Потерев ее в попытках рассмотреть рисунок, они случайно вызвали джина, который предложил каждому исполнить по одному желанию. Первым вызвался желать секретарь. «Хочу оказаться на Багамах, кататься там на быстроходном катере и не думать ни о каких заботах!». Сказано – сделано, секретарь унесся вечно отдыхать на острова. «Желаю быть на Гавайях, расслабляться в обществе личной массажистки и иметь нескончаемый запас коктейлей!», — воскликнул менеджер и тоже отправился на отдых. «Что ж, теперь твоя очередь», — обратился джин к боссу. Недолго поразмышляв, тот ответил: «Пусть два этих бездельника окажутся снова в офисе после окончания обеденного времени».
Мораль:
Всегда давай шефу высказываться первым.
Посадка леса
Твоя задача — рассадить разные деревья. Изучи особенности посадки каждого вида дерева. Так точно и не поняли, считается стык по диагонали или нет, по этой причине пришлось переделывать всю олимпиаду. Ответ для 1 класса будет в скрине чуть ниже.
берёза:
Нужна соснам и елям для роста (Создаёт тень для молодых деревьев)
Можно сажать у реки и болота (Растёт в любых условиях)
сосна:
Не меньше двух деревьев рядом (Маленькие сосны растут группами)
Только рядом с берёзами (Маленькие сосны любят тень)
Нельзя сажать у болота (Сосны не любят сырость)
ель:
Не меньше двух деревьев рядом (Маленькие ели растут группами)
Только рядом с берёзами (Маленькие ели любят тень)
Нельзя сажать у реки (Не любит открытые пространства)
ива:
Можно сажать только у реки и болота (Любит влажные места)
Нельзя сажать с соснами и елями (Любит свет, не любит тень)
дуб:
Нельзя сажать с соснами и елями (Любит свет, не любит тень)
Нельзя сажать у болота (Дубы не любят сырость)
Посади все деревья, учитывая их особенности и правила посадки. Перетаскивай деревья на поле.
в старших классах появляется дополнительное дерево, но схема рассадки практически не изменяется.
осина:
Можно сажать только у реки и болота Любит влажные места
Можно сажать рядом с соснами и елями Выдерживает тень
Притча Сократа «Самое важное»
Однажды Сократ обратился к людям с вопросом:
— Что самое главное в жизни? Окружившие его люди стали высказывать свои представления по этому вопросу. Один из них сказал: — Самое главное в жизни — это здоровье. Другой сказал: — Самое главное — это иметь хорошо сложённое тело, быть привлекательным и пользоваться успехом у женщин. Третий сказал: — Самое главное — это иметь деньги и положение в обществе. После того, как высказались все, они спросили у Сократа: — А ты что думаешь об этом? Сократ сказал: — Я думаю, что самое главное в жизни — это счастье! Как вы думаете, обязательно ли каждый человек, имеющий здоровье, будет счастлив в жизни? Слушающие его люди сказали: — Нет, Сократ, это не обязательно. — А человек, имеющий хорошо сложенное тело и пользующийся успехом у женщин, обязательно ли будет в жизни счастливым? — Нет, Сократ! И это не обязательно, — ответили люди. — Тогда скажите мне, — продолжал Сократ, — человек, имеющий много денег и положение в обществе, всегда является счастливым? — Нет, Сократ, — отвечали люди, — скорее, даже наоборот. Такие люди часто бывают одинокими. —А какой из типов людей, перечисленных здесь, вы посчитаете самым достойным? — продолжал спрашивать Сократ. — Представьте, что вам нужен совет врача. К какому врачу вы обратитесь? К очень богатому, имеющему положение в обществе, хорошо сложенному, имеющему успех у женщин или вы предпочтёте врача, который счастлив в этой жизни? Все присутствующие в один голос заявили, что обратятся за советом к врачу, который счастлив в жизни, потому что признают его наиболее достойным
— Таким образом, — объявил Сократ, — мы все единодушно признали, что счастье является наивысшим благом, и к нему следует стремиться, как к самому важному в этой жизни
Производители мелков
Наиболее известные отечественные предприятия по производству мелков — Алгем , Эликонт , Вакарис , Пегас , Квартет-1 . Самый старый завод в России по производству мела расположен в Белгороде, а одним из самых первых на рынке является компания Алгем — она первая начала отливать мел, запатентовав состав и квадратную форму. Литой белый мел содержит гипс в минимальном количестве.
Мел круглый «White Peps» от Maped, 100 штук, белый — один из лучших видов мела для школы. Высококачественный мел из карбоната кальция. Для детского творчества и школы. Не крошится. Технология меньше пыли . Круглая форма позволяет чертить и рисовать без напряжения руки.
Другие компании по производству хорошего мела — это Пифагор , Brauberg, Хатбер , Koh-I-Noor. Лучшими считаются Maped, Herlitz.
В случае с белыми мелками наиболее всего популярны объёмные упаковки — сразу 100 штук. А вот цветными мелки покупают небольшими коробками, по 6-12 мелков. Объясняется такая разница очень просто: цветные мелки ориентированы на детей младшего и среднего школьного возраста, их покупают родители для рисования на асфальте. Белый мел — это в основном продукт для образовательных учреждений, его закупают школы, или родители на класс, сразу на весь учебный год
Школа может закупать мел подешевле, поэтому лучше всего, когда родители сами выбирают и покупают качественный мел для своего класса — особенно это важно для младшей школы
Так же, как и чернографитные карандаши, мелки имеют градацию по твёрдости. Она зависит от степени сушки и состава мелка. Более твёрдый мелок рассчитан на рисование на асфальте, для школьных досок лучше всего мел средней твёрдости, а мягкий используется для портновских работ.
Белые школьные мелки «Koh-i-Noor» классической формы предназначены для письма и рисования на школьных досках, асфальте и бетоне. Мелки легко и мягко пишут, оставляют четкий и яркий след. В наборе 100 мелков белого цвета.
Действие мела на организм обусловлено индивидуальными особенностями каждого человека. Как и любая пыль, меловая пыль также накапливается в дыхательных путях, вызывая раздражения. Отсюда кашель, першение в горле, чихание. Пострадать может и чувствительная кожа. Руки от мела могут чесаться, кожа сохнуть.
— это пристрастие людей с пониженным содержанием железа. Такой феномен часто наблюдается у беременных женщин и детей. Тем более мел в школе должен быть совершенно безопасный.
Мел (помимо изготовления мелков) применяется во многих других отраслях: в сахарной, резиновой, бумажной, стекольной промышленностях, при получении соды. Мел — необходимый компонент мелованной бумаги, используемой в полиграфии для печати качественных иллюстрированных изданий. Молотый мел широко применяется в качестве материала для побелки, окраски заборов, стен, бордюров, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов.
Вопрос №25
Парфюмер, изобретатель, коллекционер и меценат Генрих (Анри) Брокар немало сделал для развития мыловаренного и парфюмерного дела в Москве. Он открыл новый способ изготовления концентрированных духов, а его духи «Любимый букет императрицы» до сих пор популярны под названием «Красная Москва». Фабрика «Брокар и Ко», ныне известная как «Новая Заря», находилась в Замоскворечье. А откуда родом был Брокар?
- а. Германия.
- б. Франция.
- в. Швейцария.
- г. Царство Польское.
Правильный ответ: б
Генрих Афанасьевич Брокар, урожденный Анри Брокар, родился в Париже (Франция) в 1837 г. в семье парфюмера Атанаса Бракара. Перебравшись вслед за отцом в Россию в 1862 году, Анри Брокар стал называться Генрихом Афанасьевичем (от Атанасовича). Свою российскую карьеру Генрих Брокар начал в качестве главного парфюмера у купца 2-й гильдии Константина Павловича Гика, основавшего в конце XVIII века одну из первых в Москве и в России парфюмерно-косметических фабрик. Вскоре Брокар изобрел новый способ изготовления концентрированных духов. Позже Брокар основал в Москве товарищество «Брокар и К°», производившее косметическую и парфюмерную продукцию, которое затем стало фабрикой «Новая Заря». Генрих Брокар.
Сказочные изобретения
Выбери изобретение с той же главной функцией, что и у сказочного предмета. Задание достаточно простое, надо выбрать современный аналог старой вещи из сказок. Ниже ответы для 1 класса.
Волшебный ковёр — Сел он на ковёр и полетел в Тридевятое царство
Самолёт — Летает с грузом или пассажирами
Лифт — Перевозит людей с этажа на этаж
Автомобиль — Перевозит грузы и людей по дороге
Блюдечко и яблочко — Катится яблочко по блюдечку, и на блюдечке вся Земля видна
Диктофон — Записывает и воспроизводит речьТелевизор — Показывает передачи со всего мира
Радио — Передаёт новости и музыку
Сапоги-скороходы — Надел гонец волшебные сапоги и побежал быстрее всех
Валенки — Защищают ноги от холода
Резиновые сапоги — Не дают ногам промокнутьРоликовые коньки — С колёсами для скорости
Волшебная книга — Когда фея закрыла книгу, та тут же стала совсем крохотной
Диктофон — Записывает и воспроизводит речьЭлектронная книга — В ней сразу много книг. Можно носить в кармане
Электронная фоторамка — Показывает сразу много фотографий
В других классах 2-6 дополнительные изобретения.
Целебная вода — Полили раны богатыря целебной водой, и все они зажили
Антибиотик — Лечит воспаления и травмы
Нашатырный спирт — Помогает очнуться при обмороке
Жаропонижающее — Снижает температуру тела
Перо Жар-птицы — Достал Иван перо Жар-птицы, и стало вокруг светло, как днём
Уличный фонарь — Освещает участок улицы
Солнечная батарея — Превращает свет солнца в энергиюФонарь на батарейках — Светит без подключения к розетке
Мантия-невидимка — Наденешь мантию-невидимку, и никто никогда тебя на заметит
Одежда с отражателями — Возвращает свет фар от машин на улицеКамуфляжная одежда — Одежда такого же цвета, как местность
Чёрная одежда — Хорошо заметна днём и плохо видна в темноте
Волшебный клубочек — Покатился перед Иваном клубочек и привёл его прямо к Марье
Навигатор — Показывает путь до нужного места
Поезд — Перевозит людей по железной дороге
Телевизор — Показывает передачи со всего мира